Топливо есть, но запрет не снимут
Неделя показала, что внутренний рынок России в достаточной мере стабилизировался. По крайней мере, дефицита горючего у аграриев не наблюдается и цены на АЗС относительно стабилизировались. Об этом заявляет Минэнерго, вероятно уже просверливая в своем мундире дырочку под орден за решение вопроса топливного кризиса. Кстати, вопрос с аграриями решился практически сам собой — в ноябре у сельхозпроизводителей сезон работ уже закончился, так что столько топлива, как летом, им уже не нужно.
В то же время вице-премьер правительства Александр Новак сообщил, что не видит предпосылок для отмены запрета на экспорт топлива. Что немного странно, поскольку если кризис преодолен и ситуация нормализовалась, для чего продолжать перекрывать экспорт горючки? По словам Новака, запрет будет снят тогда, когда бензина и дизеля в РФ будет столько, что его «некуда будет девать».
Хочется поинтересоваться, а хорошо ли это, когда «некуда девать»? Фактически, это кризис перепроизводства. А когда он наступает, происходит что? Правильно, снижение объемов переработки на НПЗ. Зачем им тратить ресурсы и выдавать продукцию на рынок, который уже затоварен под завязку? И мы это уже наблюдали месяц назад, когда «Транснефть» сообщила, что емкости кончились, а нефтяники начали жаловаться, что заводы могут встать.
Так что счастье «некуда девать» продлится недолго с такими мерами от правительства.
Китай побеждает в ВИЭ
Нет, совсем не зря глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен инициировала расследование по китайским электрокарам. Угроза монополизации рынка не только электромобилей, но и вообще ВИЭ Китаем вполне осязаема и не призрачна. Дешевые комплектующие и гибкая финансовая политика китайцев уже практически монополизировала рынок солнечных панелей в Европе. И на очереди США, заклятый враг экономики КНР.
На фоне климатической политики Джо Байдена, а особенно после принятия им Закона о снижении инфляции, который дает солидные субсидии производителям ВИЭ, бизнес США увидел новый перспективный рынок. И начал строить мощности по производству солнечных панелей.
Однако Китай не дремал после захвата Европы. Издавна известно, что себестоимость производства в КНР гораздо ниже, чем в США, за счет дешевой рабочей силы. Поэтому именно трудолюбивые китайцы производят львиную долю продукции для США и Европы.
Европа первая заметила угрозу таких экономических отношений, теперь за голову схватились и в США. В азиатских странах за последние несколько месяцев открыли новые мощности по производству солнечных панелей. И цена на мировом рынке у них такая, что американским производителям продукции для гелиоэнергетики пришлось корректировать свои планы по производству. А другими словами просто сворачивать большинство проектов, поскольку они не выдерживают ценовой конкуренции с азиатской продукцией.
Но самую неожиданную свинью под проекты ВИЭ подложило Министерство обороны Великобритании. Они потребовали, чтобы лопасти ветряных турбин обрабатывались антирадарным покрытием. Это технология «стелс» применяемая в истребителях F-35, и стоит она очень недешево. Военные пояснили, что обычные ветряки создают кучу помех в работе РСЛ и мониторинге воздушного пространства, отражая радиоволны. Такое требование к турбинам значительно повышает стоимость реализации проектов, которая и без стелс-покрытия выросла в Великобритании в разы. Что практически отвадило инвесторов от этой области ВИЭ. Такой вот нож в спину от Минобороны.
Хорошей вам рабочей недели!