Владимир Путин по итогам совещания 27 сентября поручил правительству стабилизировать цены на бензин и дизель, сообщает kremlin.ru. При этом вместе с кабмином над решением этой задачи будут работать и ВИНКи.
Эксперты предполагают, что правительство и компании начнут вырабатывать новый механизм реализации топлива на внутреннем рынке, который, вероятно, должен прийти на смену демпферу. В настоящее время последние экспортные запреты не смогли привести к значительному сокращению стоимости топлива, особенно в розничном сегменте. Неужели демпфер стал неэффективен?
После этой публикации на kremlin.ru становится понятно, почему уже две фракции Госдумы (ЛДПР и «Справедливая Россия») внесли свои законопроекты по регулированию стоимости топлива на АЗС. ФАС же успел возбудить 22 антимонопольных дела в результате проверок цен на бензин в 14 субъектах.
Напомним, сейчас Минфин и Минэнерго «бодаются» насчет выпадающих доходов бюджета РФ из-за возвращения топливного демпфера в параметры до сентября этого года. С сентября к выплатам по демпферу применялся коэффициент 0,5, но с 1 октября его решили отменить из-за резкого повышения цен на ГСМ и дефицита в ряде регионов. А за сентябрь нефтепереработка все равно демпферные выплаты не получила: цены на бирже превысили установленные значения, при которых демпфер подлежит выплате.
Однако отраслевые аналитики склоняются к тому, что кабинету Мишустина все же придется вводить госрегулирование цен на ГСМ в том или ином виде, поскольку компании и Минфин, скорее всего, договориться не смогут.
Напомним, с 2019 года действует правило, что розничные цены на топливо не должны расти быстрее инфляции. Но за его нарушение никого не наказывают, в том числе и потому, что если цены на АЗС резко растут в сезон, по итогам года рост все равно оказывается ниже роста общего уровня цен.