Posted 29 октября 2023,, 18:23

Published 29 октября 2023,, 18:23

Modified 29 октября 2023,, 18:27

Updated 29 октября 2023,, 18:27

Воскресный вечер с «НиК»: украинский транзит и ДТ на АЗС

29 октября 2023, 18:23
Неделя прошла относительно ровно, если не брать в расчет заявления Украины по транзиту и движения по цене топлива на АЗС в РФ. Об этом и не только далее подробнее

Транзит всё

В следующем году поставки российского газа через Украину в Европу вероятно закончатся. По крайней мере, об этом заявила украинская компания «Нафтогаз» в лице ее главы Алексея Чернышова.

Что не позволяет Украине прямо сейчас завернуть вентиль на газопроводе? Это вполне понятно — обязательства перед европейскими потребителями. Газ из России продолжает поступать согласно контрактам в страны ЕС. В частности, в Австрию и Венгрию.

В Австрии правительство и отдельные его представители уже не раз заявляли, что страна не будет отказываться от поставок газа из России. Понятное дело — пока идет переток через Украину относительно дешевого топлива для энергетики страны нет смысла становиться в позу приверженцев отказа от любых контактов со страной, которая ведет специальную военную операцию на Украине. Что сделали многие другие страны Европейского союза.

«Нафтогаз» пообещал, что к концу 2024 года он закончит транзит российского газа в страны ЕС. Закончатся сроки контракта, что формально позволит не продлевать его с «Газпромом», о чем и уведомил господин Чернышов.

По кому это ударит? Давайте разберемся. Первая на очереди в списке «бенефициаров» последствий — Украина. Поскольку, несмотря на военные действия не ее территории, оплату за транзит газа в Европу она получала исправно.

Далее на дыбы встанет не только Австрия, но и Венгрия, которая давно уже, мягко скажем, недобро относится к Украине в плане ее конфликта. Периодически блокируя в совете Евросоюза различные пакеты помощи, поставки оружия и прочее. Почему? Не только потому, что президент Орбан настроен на сотрудничество с РФ. А еще и потому, что Украина подняла тарифы на транзит нефти в Венгрию. Австрия и Венгрия — страны, целиком замкнутые внутри континента. Если у Венгрии есть некий выход вовне через Дунай, то Австрия — это географический прыщ внутри большого конгломерата, да простят меня жители Вены.

Германия и другие страны могут гордо отказаться от трубопроводного газа из России, поскольку у них есть порты, куда можно поставлять СПГ из США и других стран. У Австрии вообще нет вариантов — или брать газ из РФ по трубопроводу, который идет через воюющую Украину, либо становиться зависимой от поставок соседей, той же ФРГ. Венгрия примерно в такой же ситуации.

Поэтому можно отметить, что если Киев закроет транзит газа, то первыми, кто будет давить на руководство ЕС будут Венгрия и Австрия. Можно рассуждать, кто из этих стран имеет больший вес в союзе, но последствия не заставят себя ждать.

Болгария уже начала пускать пробные шары в ту же сторону, подняв цену транзита нефти в Сербию и Венгрию. Но одно дело повысить цену, другое — просто завернуть вентиль. Будапешт уже заявил, что будет рассматривать поставки газа из России через «Турецкий поток». Что означает — через Болгарию, которая уже красиво выступила с тарифами. Поэтому реакция точно будет серьезная.

 

Выживут крупнейшие

На этой неделе вице-премьер правительства РФ Александр Новак озаботился разницей цен в рознице на АЗС. Ну, типа, аграрии еще стенают от цен на ДТ. Да, говорят власти, мы понимаем, что уборочная страда везде в принципе закончилась. Но в некоторых регионах еще нет.

Но вы же помните, что было совсем недавно, в августе–сентябре? Тогда дизель был не то что дорогой, так его же вообще не было! Мы же все проблемы почти решили! Что вам опять не так? Дизель же есть! Ну, дорогой, может быть, да. Но он же есть. Хорошо, мы проведем совещание, где обсудим, почему топливо на АЗС нефтегигантов РФ дешевле, чем в рознице на заправках мелких продавцов.

Так это и без совещаний просто объяснить! Потому что у мелкой розницы есть вариант приобрести топливо только на бирже, а заработать только на его реализации на своих АЗС. У них нет ни собственной добычи, ни переработки, ни экспорта нефти… И снизить цены на топливо они могут только в ущерб собственному заработку. Если крупные сети АЗС ВИНК это переживут, то независимые АЗС — вряд ли. А что, может, они и не нужны никому? И рынок обойдется одними лишь сетями крупных компаний?

Хорошей вам рабочей недели!

"