Posted 23 октября 2023,, 16:46

Published 23 октября 2023,, 16:46

Modified 23 октября 2023,, 16:48

Updated 23 октября 2023,, 16:48

Вечерние эмоции «НиК»: шантаж Болгарии, разборы по Balticconnector и теплонасосы

23 октября 2023, 16:46
Павел Журавлев
Болгарские депутаты переходят к прямому шантажу, Россия ответила про поврежденный газопровод и почему теплонасосы в ЕС идут со скрипом.
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Деньги давай, деньги!

Эта фраза из культового фильма «12 стульев» полностью отражает политику болгарских парламентариев. Когда нужно поднять электоральные симпатии, депутаты любят делать радикальные заявления и вносить скандальные законопроекты. И это ведь у всех так: возьмите законопроект, который внес в Госдуму Леонид Слуцкий. Ведь чистой воды популизм — закон о госрегулировании цен на АЗС в России.

Равно такой же, как весеннее решение парламентариев Народного собрания Болгарии о прекращении поставок нефти от ЛУКОЙЛа на НПЗ сначала в следующем году, а потом вообще с ноября текущего года, когда снова понадобилось показать себя. В целом, более трезво рассуждающие члены правительства Болгарии, так сказать, дали по рукам парламентской коалиции. Собрав закрытую встречу, им, видимо, удалось убедить депутатов, что их решение не улучшит экономику страны.

Тогда депутаты просто перешли к обычному шантажу: ЛУКОЙЛ, дай денег в бюджет в размере €750 млн, и мы отзовем проект о запрете поставок российской нефти. Вот так просто: дай денег и перерабатывай свою нефть дальше с душою дорогой. Позиция очень странная и абсолютно не последовательная, но, к сожалению, парламентарии редко бывают последовательны и логичны. В любой стране. Поглядим на реакцию ЛУКОЙЛа.

Так был ли мальчик?

Под мальчиком имею в виду гипотетическое торговое судно или отряд боевых пловцов — абсолютно обе версии маловероятны. Речь идет о грозном заявлении президента Латвии о том, что перекроют акваторию Балтийского моря для всех российских судов в том случае, если в аварии Balticconnector найдут влияние «российских сил».

Заявление громкое, вчера еще я ждал реакцию России. Сегодня господин Песков, пресс-секретарь президента РФ, высказался по этому вопросу. Высказался кратко: Россия не имеет к этому никакого отношения, Запад проводит расследование.

Что характерно — заявление президента Латвии Эдгарса Ринкевичса почти полностью повторяет болгарских коллег. Разве что денег не попросил. Но, возможно, просто пока не попросил.

Что характерно, почему-то нет такой яркой и грозной реакции в сторону Китая, хотя финские правоохранители уверены, что виновник аварии — китайское торговое судно Newnew Polar Bear. По данным финнов, оно ближе всего находилось к месту аварии. И, кстати, уже представитель МИД Китая прибыла в Финляндию для консультаций по этому вопросу. Россия ограничилась коротким заявлением Дмитрия Пескова. Потому, что популистское заявление Риги не несло в себе ничего, кроме угрожающих обещаний, — ни одного, хотя бы самого невероятного факта.

Поэтому вряд ли можно ждать корабли НАТО, которые перекроют выход из Балтийского моря. Я больше верю в то, что будут просить денег на ремонт трубопровода и кабеля.

Дорогой, но экологичный насос

Большая дискуссия развернулась в Европе по поводу применения чистых технологий в отоплении частных домов. Передовые технологии представляют собой тепловые насосы — электровоздушная система отопления. Вроде бы все ничего: вон скандинавские страны практически в половине домов своих уже используют эту технологию вместо газовых котлов. Эта система не дает выбросов в атмосферу и более экономна в отличие от газа. Так в чем же дело, почему их не очень спешат ставить в странах Европы?

Все просто — изначальные вложения в установку теплового насоса по ценам очень дороги, например, в Румынии и Болгарии стоимость этих работ равна годовому доходу среднестатистической семьи. Поэтому там по-прежнему покупают газовые котлы, цена которых равна всего лишь среднему трехмесячному семейному доходу.

Специалисты Европейского экологического бюро прикинули, посчитали и поняли, что для обеспечения всей Европы тепловыми насосами достаточно половины европейских субсидий, которые ежегодно выделяются на ископаемое топливо. Половину этих денег. Всего €1,5 млрд в год.

Возможно ли такое решение перехода на экологичное отопление? Меня терзают смутные сомнения. Несмотря на громкую повестку по климату, масса предприятий и других акторов в различных областях экономики будут очень недовольны сокращением субсидий. Чем обернется это предложение экологов? Вероятно, его похоронят в ворохе бумаг европейской бюрократии. А ведь идея неплохая.

Хорошего вам завтра!

"