Posted 22 октября 2023,, 11:47

Published 22 октября 2023,, 11:47

Modified 22 октября 2023,, 11:49

Updated 22 октября 2023,, 11:49

Нужно ли «заморозить» цены на АЗС ради политического пиара

22 октября 2023, 11:47

Госрегулирование цен на топливо несет больше рисков, чем выгод

Ограничивать рост стоимости бензина и дизельного топлива в России приходится, но просто заставить АЗС «заморозить» цены, как предлагает глава ЛДПР Леонид Слуцкий, — идея, которая несет в себе больше рисков, чем преимуществ

Идея о госрегулировании цен на бензин и дизельное топливо, неоднократно озвученная на фоне дефицита ГСМ во время осенней уборочной кампании, приобретает вполне конкретные черты. В этот раз отличился председатель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий: он предложил поправки в ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», которые предусматривают ввод предельной цены в рознице. Говоря проще, лидер ЛДПР предлагает запретить заправкам поднимать цену выше установленной государством.

Дешевый популизм и «серый» рынок

В текущих реалиях данное предложение выглядит исключительно как политический пиар г-на Слуцкого — привлечь к себе внимание «справедливыми» инициативами.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что Леонид Слуцкий столь эпатажным законопроектом решил напомнить о своем существовании. По мнению эксперта, ограничение роста цен на топливо в стране — идея сама по себе правильная, но методы ее исполнения в виде госрегулирования цен на АЗС в корне не верны:

«Если введут фиксированный предельный уровень стоимости бензина и ДТ на заправках, через два дня бензин на них исчезнет. Мы это уже проходили, в СССР продавалось топливо по госрасценкам. В результате на многих заправках ГСМ часто исчезали, но спокойно продавались „из-под полы“ по совершенно другим ценам»,

— пояснил Журавлев.

То есть в результате лимита цен мы получим официальный дефицит и «серый» рынок, где покупать бензин будет еще дороже и который отрегулировать уже не сможет никто. Но особо рьяных поборников «справедливости» это не смущает.

Забавно, но глава фракции ЛДПР ведет себя примерно как американский президент, с одним лишь отличием, что Байден требует снижения цен у нефтекомпаний (исходного звена в топливной цепочке), а депутат Слуцкий — у АЗС (конечного звена той же цепочки). И как не работает у Байдена, так и не сработает и у Слуцкого. Причина тому — болезненная реакция рынка на любые административные вмешательства.

Рынку вредно — имиджу полезно

Конечно, российскую экономику и топливный сегмент в частности сложно назвать на 100% рыночными. У нас вообще уникальная ситуация: цены на АЗС должны расти в пределах инфляции, а производителям (НПЗ) платят демпфер за то, что они отказываются от экспорта топлива в пользу поставок внутри России. И демпфер, и субсидии, и повышение нормативов биржевых продаж — все это «костыли» в попытке повлиять на поведение игроков на рынке ГСМ.

Но прямое установление цен в рознице ни участники, ни эксперты не рассматривают всерьез. Проблема ведь, очевидно, не в жадности АЗС, цены которых так безапелляционно предлагает ограничить г-н Слуцкий. Тут и затраты производителей и их наголообложение (одни топливные акцизы составляют, по разным оценкам, от 33% до 70%! в стоимости бензина). Кроме того, расходы на транспортировку и хранение — и это вопрос к РЖД, от которого они изящно уходят, перекладывая ответственность на продавцов и покупателей. В конце концов, у АЗС тоже есть свои затраты, а работать в ноль, тем более в убыток, не хочет никто.

В этом хитросплетении интересов и претензий Леонид Слуцкий — заметим, доктор экономических наук — предлагает самое тривиальное, но наверняка вызвавшее восторг у его избирателей решение: просто ограничить цены на АЗС сверху. Действительно, зачем глубоко разбираться в «костылях», если можно принять простое решение. Вот только проще не значит лучше, да и Слуцкий не Македонский.

Риски «заморозки» существенны — доказано за рубежом

Стоит отметить, что опыт стран, «играющих» в госрегулирование цен топлива, подтверждает огромные риски, связанные с кажущейся простотой такого решения. В Венесуэле контрафактный бензин доступен, но по высокой цене, несмотря на сомнительное качество. В Иране, который может себе позволить низкие цены, процветает контрабанда. В Казахстане регулирование цен привело к такому дефициту СУГ (в стране большинство авто ездит на газе, а не на бензине), что правительство решило «отпустить» отрасль и получило резкий скачок цен и «кровавый январь» 2022-го с вмешательством ОДКБ.

Во Франции, где правительство «попросило» TotalEnergies ограничить цены на АЗС, условия такой просьбы неизвестны. Можем только предполагать, что обещали власти ведущему энергоконцерну взамен на сдерживание топливной розницы. Но и Францию с Россией сравнивать не стоит, там это мера вынужденная: они импортеры нефти и от конъюнктуры мирового рынка черного золота зависят значительно больше, чем РФ.

А вот в России необходимо разбираться со всей цепочкой производства бензина и дизеля, на каждом этапе привлекая участников рынка, экспертов и регулирующие ведомства. Но это долго и сложно, а повышать лояльность электората г-ну Слуцкому надо сейчас.

"