Об этом и не только — далее подробно.
В этом году стало понятно, почему бравурные реляции о значительных поставках нефти в Китай по Северному морскому пути не сильно себя показали. За навигацию 2023 года по СМП из балтийских портов и Мурманска в Китай прибыло 1,5 миллиона тонн российских углеводородов. Вроде бы неплохо, если не вспоминать, что планы на этот год были на уровне 2,5 миллиона тонн.
Большинство поставок по СМП сделала «Газпром нефть». Несложно догадаться, что в компании учли опыт поставок СПГ через Арктику в тот же Китай. Один отправленный газовоз доковылял до Китая, а второй просто развернули на более привычный маршрут через Балтику в Европу.
Причина понятна: сроки поставок имеют значение. И это касается любых продуктов, будь то сжиженный газ или нефть. Пока танкер дойдет до точки назначения через арктические холодные воды, цена на спотовом рынке может несколько раз поменяться. И это важно для покупателей. Сроки доставки сырья в Китай через Суэцкий канал составляют 45 дней. А вот перспективный, по уверениям чиновников, маршрут по Северному морскому пути занимает 50 дней до Китая.
Очевидная разница в сроках заставляет высадиться десанту руководителей главных энергокомпаний России на форум в Пекине. Чтобы попробовать в очередной раз убедить Китай в необходимости еще одного трубопровода, по которому будет течь газовая река. Но в этом моменте пока больших успехов нет. Так же как и с доставкой сырья через Северный морской путь.
Очередной скандал в отношениях Европы и России. Несложно догадаться, что инициировала его Польша, которая питает «сильные чувства» к России и всему, что с ней связано. Но тут в политическое танго входит третий игрок — Казахстан. До сегодняшнего дня республику на просторах Европы воспринимали вполне благосклонно благодаря определенным жестам со стороны президента Токаева. Но тут случилось неожиданное: Польша уличила, как ей кажется, Казахстан в помощи РФ в обходе европейских санкций на экспорт нефти в ЕС.
По информации оператора польского участка нефтепровода «Дружба», нефть, которую поставляют в Германию из Казахстана, «химически неотличима» от российской Urals, так что делается предположение, что это российская нефть и есть. Скандал? Вероятно. Если остановиться на сценарии, что по нефтепроводу вместо нефти с казахстанских месторождений гонят российскую нефть.
Педантичные немцы тут же начали делать заявления о недопустимости такой ситуации со всеми вытекающими. Впрочем, какими? Отказываться от поставок нефти из Казахстана, даже если принять на веру то, что это российский Urals, Германия не будет. Не та ситуация в энергетике и экономике главной страны в Евросоюзе. Бубновый интерес Польши тоже вполне осязаем: Варшава давно хочет выкупить НПЗ в городе Шведт, на который поступает якобы «неказахская» нефть по «Дружбе».
Наиболее вероятный исход этого скандала — Германия начнет давить на Казахстан для получения более выгодных преференций по поставкам нефти.
Впрочем, Казахстан уже отметил, что факт совпадения параметров нефти с Urals — обычное дело. Для поставок в Германию был специально выделен сорт казахской нефти Kazakhstan Export Blend Crude Oil (KEBCO), совпадающий с параметрами марки Urals. За счет чего НПЗ в Шведте ее и перерабатывает, не перестраивая техпроцессы.
В целом, ситуация крутится больше вокруг НПЗ в Шведте, который был передан под управление энергетического регулятора Германии, но российская компания «Роснефть» все еще владеет 54% акций завода. Для Польши объект представляет серьезный интерес, поскольку если она сможет его выкупить, то Германия будет во многом зависеть от Польши: и в поставках сырья через порт в Гданьске, и в поставках нефтепродуктов на рынок ФРГ.
Скорее всего, разрешение этой ситуации будет прагматичным, что свойственно немцам. И вероятность получения профита Польшей от раздутого скандала — минимальна.
Хороших вам выходных!