Если верить данным Lloyd's List Intelligence, то число танкеров, являющихся частью «теневого флота», оценивается в 535 судов со средним возрастом 23 года (две трети танкеров не имеют страхового покрытия).
В Reuters пишут, что экспортеры зарабатывают на доставке нефти с помощью этих судов около $70 за баррель нефти, загружаемой в российских портах Балтии, что явно выше «потолка» от G7.
Когда цены на нефть в сентябре достигли своего пика в этом году в $97 за баррель, российские экспортеры зарабатывали до $79 за баррель. При этом как сообщил трейдеры, ставки фрахта на поставки Urals в Азию в октябре упали до самого низкого уровня с момента ввода «потолка».
Транспортные расходы на доставку 140 тыс. т Urals из Новороссийска в Индию составили в среднем около $4,1-4,2 млн за рейс в октябре. Для сравнения: летом средняя цена составляла $5 млн.
Все это говорит о том, что РФ учится работать «вне системы», которую Запад так долго встраивал и пугал всех тем, что без нее никто на мировом рынке не выживет. Понятно, что ни в Reuters, ни в Lloyd's List Intelligence, ни в Kpler точных цифр по расходам на аренду танкеров установить не смогут, есть лишь примерные данные. Однако согласиться с их суждением действительно можно. Если масштабировать «теневой флот», то и издержки уменьшаются.