Долгие десятилетия КНР предоставлял африканским странам огромные кредиты и гранты, финансируя строительство инфраструктуры, в том числе железные дороги в Кении, аэропорт Джубы в Южном Судане и даже на реконструкцию парламента в Зимбабве. Расходы определили роль Китая в том, что было названо «новой схваткой за Африку».
Однако после коронакризиса экономика Поднебесной уже не может себе позволить такого же темпа вложений. Зато включились в игру нефтегазовые компании Поднебесной. Как утверждают аналитики из S&P, компании CNPC, CNOOC и Sinopec в совокупности являются четвертыми по величине инвесторами в энергетику на Африканском континенте после BP, Shell и Eni.
Поток инвестиций из КНР увеличил общие запасы газа китайских проектов в Африке с 3,44 трлн куб. фут. в 2003 году до 22,52 трлн куб. фут. по состоянию на 12 октября 2023-го. Китай не уходит из Африки, он просто концентрируется на самом важном для себя — углеводородах. А еще на не менее (и даже более) перспективных редкоземельных металлах.