Posted 10 октября 2023,, 08:53

Published 10 октября 2023,, 08:53

Modified 31 октября 2023,, 08:41

Updated 31 октября 2023,, 08:41

Что будет с ценами на бензин и дизель в России

Что будет с ценами на бензин и дизель в России

10 октября 2023, 08:53
Фото: 1MI
Правительство разработало меры для регулирования цены на бензин. Стоит ли ожидать снижения стоимости топлива и когда удастся стабилизировать ситуацию на топливном рынке — в нашей статье.

Почему цены на бензин и дизельное топливо растут

С лета 2023 года биржевые цены на топливо ставили всё новые рекорды. Одновременно с этим наблюдался и рост цен на бензин и дизельное топливо в рознице.

Эксперты объясняют рост стоимости бензина совокупностью нескольких факторов:

  1. Львиную долю выручки владельцы АЗС отдают государству — в розничной стоимости топлива доля налогов и сборов составляет по России от 60% до 70%. При этом ставка НДС поднялась с 18% до 20%. А налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напрямую связан со стоимостью нефти на зарубежных рынках. Если снижается курс рубля и при этом растет цена нефти, то доля налогов в литре бензина также будет расти.
  2. Подорожание нефти до 94 долларов за баррель увеличило мировые цены в долларах США.
  3. Профилактические остановки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Летом многие нефтеперерабатывающие заводы в РФ закрываются на плановый ремонт. Именно этой причиной вице-премьер Александр Новак объяснял рост стоимости бензина летом 2023 года. Хотя ситуация не стабилизировалась после возобновления работы НПЗ после ремонтов, и цены продолжали расти.
  4. Логистические проблемы. Сроки поставок грузов, включая топливо, через РЖД увеличились. Поэтому в отдельных регионах, особенно на юге и востоке РФ, возник дефицит топлива, что повлияло и на рост цен на бензин.

Но главной причиной увеличения стоимости бензина в России многие эксперты считают экспорт нефтепродуктов за рубеж. Именно неконтролируемый вывоз бензина и дизтоплива из России приводит к дефициту нефтепродуктов в стране и взлету цен на бензин. Речь идет о так называемом сером экспорте, с которым и решили бороться власти.

Что такое серый экспорт

Когда европейские страны ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов из России, отечественные поставщики нашли альтернативные ниши для экспорта бензина и дизтоплива (например, в Китай, Индию, другие страны Азии). Поставки были налажены довольно активно, но это привело к дефициту и росту цен на бензин на отечественном рынке.

Казалось бы, от увеличения объемов экспорта нефтепродуктов государство выигрывает, поскольку это позволяет значительно пополнить бюджет. Но дело в том, что львиная доля поставок бензина и топлива за рубеж происходит по схеме серого экспорта.

Что это значит? Мелкие и средние игроки рынка (трейдеры, нефтебазы и др.) закупают нефтепродукты по внутренним ценам оптом. Но вместо того чтобы продавать топливо отечественным заправкам, гонят топливо за рубеж в обход официальной сети продаж. Причем по более высокой стоимости. По данным российского Минэнерго, с начала 2023 года объем серого экспорта составил несколько миллионов тонн.

Меры по снижению цен на топливо

Чтобы стабилизировать цены на бензин на внутреннем рынке, российские власти решили ввести временное ограничение на экспорт топлива. При этом запрет не касается экспорта нефтепродуктов в дружественные страны — участники ЕАЭС, Южную Осетию и Казахстан.

Постановление правительства об эмбарго было опубликовано 21 сентября 2023 года. По мнению властей, такая мера позволит насытить отечественный рынок нефтепродуктов, что в конечном счете поможет снизить розничные цены для потребителей на бензин и дизельное топливо.

Рассматривались и другие варианты стабилизации ситуации. Так, Минфин и Минэкономразвития предлагали ввести для отечественных экспортеров заградительную пошлину — 250 долларов за тонну экспортируемых нефтепродуктов. При этом нефтяные компании через обратный акциз будут получать компенсацию этой пошлины. Однако такая мера, считают эксперты, не понравится отрасли и может повлечь за собой снижение эффективности НПЗ.

Введенный запрет не имеет срока действия, но эксперты полагают, что его снимут в самое ближайшее время. Эта мера будет заменена более сложной системой регулирования рынка, благоприятной для крупных игроков отрасли.

Последствия запрета на экспорт нефтепродуктов из РФ

Запрет на экспорт нефтепродуктов дал практически мгновенный эффект — биржевые цены на бензин и топливо упали практически на следующий день после вступления в силу постановления. Однако к концу сентября цены на топливо на территории РФ снова пошли вверх.

В ситуацию вмешался президент — на встрече с правительством Владимир Путин потребовал стабилизировать ситуацию со стоимостью бензина в кратчайшие сроки. При этом он посоветовал плотно взаимодействовать с нефтяниками, чтобы и они тоже чувствовали свою ответственность за то, что происходит на топливном рынке.

В свою очередь, вице-премьер Александр Новак дал поручение принять срочные меры для снижения цен на бензин на АЗС:

«В результате запрета экспорта бензина и дизельного топлива мы увидели снижение цен на бирже. Ожидаем трансляцию снижения этих цен на мелкооптовый, розничный сегменты, а также для сельхозтоваропроизводителей. Рост цен недопустим. Если ситуация не изменится, будут приняты жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке удобрений».

Действительно, стоимость дизтоплива на СПбМТСБ к концу сентября упала на 7,9%, то есть до 53,9 тыс. руб. за тонну. На этом фоне рост цен на топливо на АЗС в евразийской части РФ начал замедляться, но стоимость бензина пока еще почти в два раза опережает инфляционные темпы.

В то же время в начале октября нефтяные компании предупредили о риске снижения производства топлива и бензина. Дело в том, что мощности хранения нефтепродуктов в системе «Транснефти» оказались практически исчерпаны. При этом перенаправление этих объемов на внутренний рынок оказалось технически невыполнимым.

Переполненность отечественных резервуаров топлива заставило правительство поднять вопрос об ослаблении запрета экспорта нефтепродуктов. Предполагается, что отмена ограничений будет поэтапной, но конкретные меры стабилизации ситуации пока еще не разработаны.

Тем временем на фоне сообщений о возможном снятии эмбарго на экспорт цены на топливо на СпбМТСБ снова начали расти.

Эксперты полагают, что введение временного эмбарго на экспорт нефтепродуктов не может повлиять на ситуацию в целом, хотя решить вопрос со стабилизацией цен в моменте удалось. Падение переработки нефтепродуктов на фоне запрета экспорта приведет к уменьшению объемов выработки бензина и, соответственно, к последующему росту его стоимости. На стабилизацию ситуации могут повлиять более конкретные меры, в числе которых — введение заградительных пошлин и запуск системы лицензирования для нефтяников, внедрение нового механизма субсидирования крупных игроков отрасли.

В связи с этим, правительство приняло решение ввести дополнительные меры для урегулирования цен на топливном рынке. В их числе восстановление топливного демпфера на уровне 1,0 с 1 октября 2023 года, введение заградительной пошлины для перепродажи топлива — 50 000 руб./тонну, увеличение доли продажи бензина и дизеля на бирже.