Posted 6 октября 2023, 16:40

Published 6 октября 2023, 16:40

Modified 6 октября 2023, 16:40

Updated 6 октября 2023, 16:40

Вечерние эмоции «НиК»: Ожидания нефтяников оправдались

6 октября 2023, 16:40
Свершилось то, что ожидали нефтекомпании и что отрицало правительство, — запрет на экспорт снят, демпфер вернули на прежний уровень.

«Надо» наступило

Наступило то самое «надо», о котором говорили в правительстве РФ. Когда отвечали на вопросы об отмене запрета на вывоз и продажу топлива за рубежи необъятной Родины: «Запрет будет действовать столько, сколько надо». Скажем честно, «ждуны» от нефтепереработки пересидели грозные меры по стабилизации внутреннего рынка горючки. Правда, разрешили экспорт топлива только того, которое будет идти по трубопроводам «Транснефти». И обязали экспортеров 50% от объема экспортируемого бензина и дизеля поставлять на внутренний рынок России. Потому, того ли дождались «ждуны», пока не вполне ясно, если брать гипотетическую возможность падения цены на дизель в масштабах мировых рынков.

Сейчас хочется оглянуться на 21 сентября, когда ввели экспортный запрет, прикинуть, а что изменила эта строгая мера для цены на бензин и дизель в России? И тут выясняется, что как-то не очень все гладко. Ложечку дегтя добавил руководитель крупнейшей сети АЗС «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьев. Не особо стесняясь, он сообщил представителям СМИ, что профицита топлива на АЗС не наблюдается даже во втором приближении. Да, цены на бирже и в мелком опте вроде бы пошли вниз, но вопрос с доступностью горючки в рознице пока не решен. По его мнению, вопрос решится после полной отмены ограничения экспорта, тогда НК начнут заполнять внутренний рынок. Тем более что — аллилуйя! — выплаты по топливному демпферу вернули на прежний уровень. Это, конечно, бальзам на душу нефтяников, но окончательные итоги их реакции еще предстоит увидеть всем нам.

Держать и не пущать

Сегодняшняя рекомендация вице-премьера Александра Новака компаниям сдерживать цены на горючее в рознице на уровне 21 октября текущего года вызывает некоторую оторопь. Как-то начинаешь припоминать, что в день введения запрета на экспорт цены на бирже и АЗС были, мягко сказать, не торт… Почему и ввели этот самый запрет.

Но вдумчивых людей настораживает даже не этот факт. Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы понять: раз вице-премьер указывает на необходимость сдерживания цен, значит, он уверен, что они будут расти. Это же просто. Такими рекомендациями можно не улучшить ситуацию, а навести шороху на биржевых трейдеров и владельцев АЗС, поскольку к словам больших чиновников в своей сфере они относятся весьма трепетно. А значит, будут реагировать на сигналы. Вот как — уже совсем другой вопрос.

И ведь прямо сегодня же биржевые торги показали рост всех бензинов и ДТ больше, чем на 0,5%. При этом сегодня мощный скачок показала цена на авиационный керосин — сразу 11% вверх. С чем это связано, пока сказать сложно. Предельно ясно одно: летать самолетами Аэрофлота и другими российскими компаниями станет дороже. Это тоже просто, как дважды два. Сезон отпусков вроде как закончился, но совсем летать граждане ведь не перестанут…

И еще одной мерой стабилизации рынка горючего сегодня довершило правительство конец недели. Планируют повысить нормативы продаж на бирже: бензина — до 15%, а дизельного топлива — до 12,5%. Что сказать. Да, повышенные нормы заставят производителей горючки увеличить объемы выброса ее на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу. Что, по логике экономических законов, должно снизить цены. Но вернусь к тому, что повторял уже неоднократно: нефтяники — народ битый и тертый жизнью. Потому они всегда найдут пути, как не потерять свои прибыли. И эти пути не всегда будут нравиться власти.

Хороших вам выходных!

Подпишитесь