Posted 5 октября 2023, 08:22
Published 5 октября 2023, 08:22
Modified 5 октября 2023, 08:24
Updated 5 октября 2023, 08:24
Глобальная авиация генерирует 2,5% антропогенного CO2, и это одна из отраслей, которую невозможно быстро электрифицировать. К 2050 году доля авиации в общем углеродном следе человечества может превысить 20%. Вот почему авиакомпании сосредоточились на сокращении выбросов, резко увеличив использование экологически чистого/устойчивого авиационного топлива или SAF.
Агентство Bloomberg отмечает, что пока только полдюжины компаний производят коммерческие количества SAF, на долю которого приходится около 0,1% мировых поставок авиатоплива, а его производство обходится как минимум в два раза дороже. Почти каждая крупная авиакомпания обязалась использовать как минимум 10% экологически чистого авиатоплива к 2030 году. Для большинства, включая американскую United, это будет означать стократное увеличение всего за семь лет.
Но в прошлом году United израсходовал 2,9 миллиона галлонов топлива SAF, что составляет 0,08% от общего объема поставок. Это ставит компанию немного впереди своих американских коллег, но далеко позади нескольких авиакомпаний в Европе. Например, Air France-KLM потратила 13,9 миллиона галлонов SAF, что сделало ее мировым лидером в этой области. Скандинавские авиалинии, с другой стороны, использовали 0,96% SAF, что является самым высоким процентом среди пассажирских авиакомпаний и более чем в 10 раз превышает процент United.
Агентство подчеркивает, что проблема кроется в разных требованиях регуляторов. Правила Европейского союза потребуют использования 2% SAF к 2025 году, 20% — к 2035 году и 70% — к 2050 году. Правительства Великобритании и Японии предложили аналогичные правила.
Однако United и другие авиаперевозчики США решительно выступают против любых подобных мандатов на своей территории, утверждая, что авиакомпании уже добровольно используют экологически чистые виды топлива и что требование их использования до того, как появятся адекватные запасы, приведет к резкому росту цен. «Мы не хотим, чтобы полеты стали предметом роскоши», — говорит Хелен Джайлс, управляющий директор по экологической устойчивости Southwest Airlines.
Тем не менее регулирующие органы Калифорнии рассматривают возможность включения авиатоплива в стандарт штата по низкоуглеродному топливу, что может заставить авиакомпании использовать больше SAF или потенциально платить штрафы. Торговая группа Airlines for America, представляющая авиакомпании США, раскритиковала эту идею.
Убедить авиакомпании платить более высокую стоимость SAF остается главной задачей. Представители United заявили, что авиакомпания провела тщательную проверку компании, производящей биотопливо, и «определила, что оно нам не подходит». Все это поднимает фундаментальный вопрос о том, кто должен оплачивать счета за декарбонизацию авиаперевозок.
Иная история в Европе, где авиакомпании уже берут на себя эти дополнительные расходы и перекладывают их на пассажиров. Air France-KLM, например, добавляет дополнительную плату в размере от €1 до €24 ко всем рейсам, вылетающим из Франции и Нидерландов, чтобы покрыть дополнительные расходы на SAF. Авиакомпания заявила, что ожидает, что в этом году дополнительные расходы составят €100 млн, и что к концу десятилетия они могут достичь €1 млрд, если расходы не снизятся.