Posted 3 октября 2023, 16:51

Published 3 октября 2023, 16:51

Modified 3 октября 2023, 16:53

Updated 3 октября 2023, 16:53

Вечерние эмоции «НиК»: возврат демпфера и полные хранилища

3 октября 2023, 16:51
Итак, демпфер для нефтяников может вернуться уже в следующем месяце, а заполненные хранилища дизельного топлива — плохо.

Об этом и не только — далее подробнее.

Закрома заполнены летом…

Казалось бы, довольно лирическая фраза, но она несет весьма глубокий смысл, если присмотреться к сегодняшней ситуации с топливом. Закрома действительно заполнены и действительно летом. Не в том смысле, что заполняли их три жарких месяца отпусков и теплого пива, а в том, что хранилища заполнены летним дизельным топливом под завязку. Ну и отлично же, скажете вы, вспоминая совсем недавний дефицит солярки на АЗС и у комбайнеров. С одной стороны — да, дефицита нет. А с другой — опять неудача. Выяснилось (как обычно в нашей стране, внезапно) что запрет экспорта топлива может не только залить рынок соляркой, но и … привести к дефициту зимнего незамерзающего ДТ. Как такое может происходить? Оказывается, все банально. Наши НПЗ всегда были настроены на экспорт нефтепродукции. Потому, вводя запрет на экспорт топлива, правительство рассчитало верно, дефицит на внутреннем рынке решился за пару дней, НПЗ отработали как часы. Одно не учли в правительстве, хотя даже у нас эксперты об этом предупреждали заранее. В России нет больших объемов хранилищ нефтепродуктов. Почему? Вопрос интересный. Вероятно, потому что нефтяная отрасль изначально заточена под экспорт?

Не будем утверждать, но варианты возможны всякие. Только вот проблема сегодня в том, что после введения запрета на экспорт топлива правительство не смогло сказать российским НПЗ: «Горшочек, не вари!» Сейчас все хранилища в стране у «Транснефти» забиты под завязку летним дизельным топливом, которое было необходимо аграриям для уборочной страды. Но в наших суровых широтах вот-вот наступит время зимнего дизельного топлива, а складировать его негде — все забито «летом».

Тут уже даже не до предложения Антона Силуанова обязать экспортеров мазута снабжать проблемные регионы. Нефтяники готовят коллективное письмо Владимиру Путину с просьбой вернуть топливный экспорт. Ведь без него, по их словам, невозможно будет освободить резервуары под зимнее топливо, а значит, НПЗ просто не будут его производить. И значит — снова привет, дефицит дизельного топлива, теперь только зимнего.

По данным издания «Коммерсант», свободного места в топливохранилищах хватит буквально на пару дней…

И снова здравствуйте!

Пока на фоне забитых летним дизелям резервуарах готовится просьба об отмене запрета на экспорт топлива, начали потихонечку ползти слухи, что к ноябрю могут вернуть коэффициент демпферных выплат нефтяникам на прежний, досентябрьский уровень. Если честно признаться, начиная с августа очень хотелось, чтобы все-таки нашли и показали того человека в правительстве, который с апреля лоббировал снижение демпферных выплат перед президентом. Ведь именно с них все и началось, как мне представляется. Нет, я слышал комментарий Владимира Путина по снижению демпфера, что в правительстве что-то неправильно посчитали и не учли какие-то там факторы. Но все-таки хочется посмотреть в глаза тому гению, который это вот так «недосчитал», что вся страна продолжает расхлебывать…

В принципе, если источники у издания «Коммерсант» в правительственных кругах надежные, то тогда можно надеяться, что к ноябрю эта эпопея с топливом придет наконец-то в состояние стабильности. Ведь никакие беседы с нефтекомпаниями, уговоры их или угрозы не дадут такого быстрого и надежного результата, как повышение коэффициента демпферных выплат до прежнего уровня. И, как по мановению волшебной палочки, рынок топлива успокоится. Потому что, если соблюдать условия договора между правительством и бизнесом, все проходит ровно и без сумасшедших скачек на бирже.

Так что пожелаем правительству вернуться к позиции содержательного договора. И пусть все же покажут того самого человека, которому очень хочется заглянуть в глаза…

Хорошего вам завтра!

Подпишитесь