Posted 2 октября 2023, 06:05
Published 2 октября 2023, 06:05
Modified 2 октября 2023, 06:07
Updated 2 октября 2023, 06:07
Ценовой потолок на российскую нефть практически перестал работать, тогда как риски, связанные с перевозкой российской нефти, остались и даже выросли после введения ограничений, пишет стратег Bloomberg First Word Джулиан Ли. «Хотя мне и не доставляет удовольствия говорить это, но пора отменить потолок цен на российскую нефть», — отмечает он.
По его словам, после решения G7 ограничить перевозки нефти, если ее цена выше $60, Россия стала прибегать к «теневому» флоту, чтобы по-прежнему экспортировать свою нефть, также использует операции по перегрузке нефти на суда в открытом море, чтобы скрыть происхождение черного золота. Старый флот и «опасный» перелив борт в борт увеличивают риски разливов нефти, в том числе крупных.
С другой стороны, «потолок» действительно работал первые 8 месяцев с момента введения в декабре 2022 года, но, по мнению Ли, это было связано с общим снижением уровня цен на нефть на мировом рынке. Теперь же дефицит нефти заставляет цены расти, растут они и на нефть из России, дисконт Urals к Brent снижается. Ряд судовладельцев, недавно зарегистрированных компаний продолжает перевозить эту нефть, игнорируя требования G7. Многие из низ используют старые танкеры, которые при иных условиях пошли бы на металлолом. Но сейчас они ходят и грозят прохудиться и залить нефтью море. Это беспокоит ООН, как и то, что для перегрузки нефти в открытом море суда отключают транспондеры.
Так что, делает вывод стратег, «потолок» надо отменять. Его отмена вряд ли отразится на цену и объемы экспортируемой нефти из России, зато заниматься перевозкой и страхованием смогут западные компании, которые хотя бы следят за состоянием судов и правилами перегрузки, требуя того же от судовладельцев.
Конечно, лучше бы было, чтобы контроль за старыми судами и правоприменительная практика их использования ужесточились, но когда нефть на уровне $95, почему-то никто не хочет этого делать, отмечает стратег Bloomberg.