Международный валютный фонд считает установление цены на выбросы углерода единственной действенной мерой борьбы против выбросов. МВФ полагает, что это станет основой политики, направленной на борьбу с изменением климата, пишет Bloomberg.
МВФ анализирует два сценария, в которых страны будут действовать по сокращению выбросов парниковых газов. Каждый сценарий моделирует две гипотетические страны: одна — в среднем по странам «Большой семерки», другая — в среднем по Аргентине, Бразилии, Китаю, Индии, Индонезии, Мексике, Южной Африке и Турции.
В одном сценарии правительства принимают меры по сокращению выбросов, что приводит к увеличению их долга. Масштабный импульс расходов, связанных с изменением климата, приведет к тому, что отношение долга к валовому внутреннему продукту гипотетической развитой экономики вырастет на 45% к 2050 году, что приведет к аналогичному эффекту на стоимость заимствований. В гипотетической развивающейся экономике соотношение долга к ВВП подскакивает на 50%.
Во втором сценарии более скромные меры сократят выбросы в странах G7 на 40% ниже текущего уровня, а в развивающихся странах — только на 10%.
По мнению МВФ, установление цен на выбросы углерода в сочетании с умеренными расходами снижает долговое бремя в сценариях как для развитых, так и для развивающихся стран.
Bloomberg пишет, что курс, который аналитики МВФ прокладывают через климатический пролив, вполне правдоподобен. Политика ценообразования на выбросы углерода, такая как рынок налогов или торговли разрешениями, действует в 49 развитых странах или странах с формирующимся рынком. Еще 23 планируют их. Цены варьируются от $130 за тонну CO2 в Лихтенштейне до $5 в Аргентине. В рамках национальной торговой программы Китая тонна углекислого газа в настоящее время стоит $10,40. Средний мировой показатель составляет $20 США за тонну, а политика охватывает около 25% мировых выбросов.
При этом издание подчеркивает, что установление цен на выбросы углерода не везде оказалось политически осуществимым. Австралия приняла цену на выбросы углерода в 2011 году, но отменила ее три года спустя. Попытка США в 2009 году ввести национальные цены на выбросы углерода провалилась. С тех пор США полагались на субсидии, регулирование и, совсем недавно, на Закон о сокращении инфляции 2022 года, широкий пакет стимулов.
В МВФ считают, что страны-производители ископаемого топлива находятся в особенно уязвимом положении, поскольку они должны свернуть свой основной экспорт, перейти на экологически чистую энергию и сделать это по прихоти глобального энергетического рынка ископаемого топлива, находящегося в упадке. Есть 10 стран, которые получают более половины своих доходов от продажи ископаемого топлива. Новые фискальные подходы и диверсификация национальных нефтяных компаний имеют решающее значение.