Чиновники на Украине хвастаются, что страна, по состоянию на середину сентября, держала в своих ПХГ около 15 млрд кубометров газа. По словам главы правления «Нафтогаз Украины» Алексея Чернышова, к началу отопительного сезона объем запасов будет даже больше, чем это необходимо. В Минэнерго страны уверяют, что 14,7 млрд кубов газа в хранилищах, по сути, — это выполнение плана раньше намеченных сроков.
В ведомстве также сообщили, что в американском Агентстве по международному развитию (USAID) опубликован отчет о стресс-тесте, инициированном Минэнерго Украины и смоделированном международной экспертной группой. По его результатам украинские ГТС и ПХГ якобы готовы успешно работать в условиях военных вызовов, причем даже в случае прекращения транзита российского газа.
Так ли это на самом деле? Может ли Киев в отопительный сезон смело выбирать весь объем из ПХГ или это уже не совсем украинский газ? Что будет с транзитом газа из РФ и готов ли Киев за него бороться?
Складывается весьма противоречивая ситуация, что для Украины в последние годы является уже привычным состоянием. С одной стороны, в Минэнерго говорят, что 14,7 млрд кубометров в ПХГ вполне хватит для того чтобы страна пережила отопительный сезон в нормальном режиме. С другой стороны, в сентябре президент Украины Владимир Зеленский провел ряд заседаний, касающихся энергетики и работы инфраструктуры отрасли. После них, как заявил глава Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), Зеленский остался недоволен показателями инфраструктуры, а в офисе президента сообщили, что зима для страны «будет тяжелее предыдущей». Более того, советник главы офиса Михаил Подоляк призвал граждан «готовить обогреватели и прочее оборудование».
Почему Минэнерго и офис президента противоречат друг другу? Сразу отметим, что проблема не в меньших запасах в ПХГ по сравнению с 2022 годом. Да, в 2022-м в ПХГ перед началом отопительного сезона было почти 19 млрд кубометров газа вместо нынешних почти 15 млрд. Но тогда под управлением Киева было больше территорий и работало больше промышленных предприятий, т. е. потребление газа было на более высоких отметках, чем в нынешнем году.
Надо признать, что конфликт с РФ действительно «выключил» определенные энергоемкие объекты в стране. До 2022-го годовое потребление газа Украины, по оценкам Минэнерго, составляло примерно 30 млрд кубометров. В 2022 году, если верить заявлениям директора энергетических и инфраструктурных программ Центра Разумкова, показатель снизился до 22 млрд куб м. Исходя из этого, возможно, действительно нет повода переживать о том, что в ПХГ сейчас перед началом отопительного сезона почти 15 млрд кубометров голубого топлива, а не 19 млрд кубометров, как было ранее.
Справедливости ради стоит отметить, что падение спроса на газ в этой стране вызвано не только началом СВО. Процесс стартовал гораздо раньше, и снижение показателей происходило большими темпами без всяких военных действий. Если в 2010 году потребление газа на Украине составляло около 53 млрд кубометров в год, то в 2014 году — это уже 40 млрд, а в 2015-м и в последующих годах отметка не превышала 32-30 млрд. Впрочем, это уже вопросы к политике украинских чиновников и их представлению о том, какой должна стать украинская экономика. Сегодня руководство восточноевропейской страны заявляет, что Украина в 2023 году не планирует закупать газ у других стран. «Нафтогаз» же такой сценарий, пусть и в теории, все же допускает.
В офисе президента не просто так подготавливают население к более тяжелой зиме. Во-первых, есть проблемы с обеспечением нужного объема голубого топлива для электростанций. По словам главы «Нафтогаза», ТЭС в 2023 году используют 2,4 млрд кубометров газа. Но как пишет Forbes, ссылаясь на свои источники в государственных энергетических компаниях Украины, для их нормальной работы на самом деле понадобится 3,8 млрд кубометров. Такие суждения озвучиваются и в ряде других СМИ, причем не только американских, но и украинских.
По разным оценкам экспертных сообществ, включая украинские аналитические структуры и официальные заявления Минэнерго Украины, страна вышла из прошлого отопительного сезона с примерно 10 млрд кубометров в ПХГ, что является крайне высоким показателем. В основном так сэкономить удалось за счет теплой зимы и сокращения или остановки производства на многих энергоемких предприятиях. Выходит, если верить Минэнерго, то по состоянию на сентябрь 2023-го в ПХГ Украины закачали примерно 5 млрд кубометров. Но чьи они?
Летом этого года, как писали тогда в Reuters, в украинские хранилища все больше стали закачивать газ европейские компании, чтобы потом использовать его для своих нужд в отопительный сезон. В августе оператор ГТС Украины сообщил, что европейские трейдеры за один только июль закачали в ПХГ страны около 589 млн кубометров газа (наивысший показатель с февраля 2022 года). Венгрия отправила 223,8 млн, Польша — 102 млн, Словакия — 119 млн, а Молдавия — 142 млн.
В сентябре этого года Минэнерго Украины сообщило, что объем газа от иностранных трейдеров, воспользовавшихся услугой хранения энергоносителя в украинских ПХГ, составил более 1,8 млрд кубометров. Для сравнения: в 2022 году компании-нерезиденты в том же месяце хранили в украинских хранилищах 0,31 млрд кубометров газа.
Кстати, сами европейские компании открыто говорят, что наращивают объемы закачки в украинские хранилища: публично отметились чешская EPH group и словацкая SPP. Эти и другие компании не скрывают, что намерены увеличивать объемы прокачки в ближайшие месяцы. Такие сообщения официально дублируют и в Киеве. По словам главы «Нафтогаза», объем иностранного газа в украинских ПХГ к концу года должен вырасти до 3 млрд кубометров. При этом в компании уверяют, что к началу отопительного сезона в украинских ПХГ будет всего 16 млрд кубометров.
Но есть один нюанс, о котором ни в Минэнерго, ни в «Нафтогазе» почему-то не хотят вспоминать. Подземные газовые хранилища на Украине, впрочем, как и в случае с другими ПХГ в разных странах, нельзя опустошать полностью. Точнее, можно, но после этого придется проводить весьма дорогостоящие ремонтные работы, а потом вновь заполнять хранилища буферным газом. Говоря проще, в ПХГ Украины всегда должно оставаться примерно 20% от их максимального объема. Всего мощность хранения в стране составляет около 40 млрд кубометров.
Выходит, если сейчас Киев говорит, что у государства к концу года будет резерв в 16 млрд, то реальный объем составит 12,8 млрд. А если отнять от него еще и 3 млрд иностранного газа, который европейские трейдеры туда поместили временно, чтобы извлечь в отопительный сезон, то показатель украинских резервов падает уже почти до 9,8 млрд кубометров. Такие цифры получаются, если полностью довериться официальным заявлениям украинских чиновников и Минэнерго. На практике, вполне вероятно, европейского газа в ПХГ может оказаться несколько больше. Еще в апреле этого года глава «Нафтогаза» радостно обещал, что «Украина может предложить европейским странам взять в аренду 10 млрд мощностей ПХГ». Конечно, вряд ли трейдеры из ЕС в итоге возьмут именно такой объем, но допускать сценарий, при котором он будет выше, чем 2-3 млрд, вполне можно.
Но даже если украинские чиновники и Минэнерго говорят чистую правду, 9,8 млрд кубометров при определенном стечении обстоятельств в отопительный сезон стране может и не хватить. Значит ли это, что Киев захочет присвоить себе европейские объемы в своих ПХГ? В беседе с «НиК» политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин рассказал, что сейчас крайне трудно сказать, как поступят украинские власти. Но все же многое указывает на то, что до откровенного воровства Киев не дойдет, поскольку ему кое-что предложат.
«Во-первых, у руководства Украины сейчас нет необходимости так сильно рисковать отношениями с европейскими государствами. Проводить наглую внешнюю политику — это одно, а вот „накладывать лапу“ на имущество стран ЕС — это уже совсем другое. Во-вторых, насколько я знаю, „Укргаздобыча“ и ряд более мелких компаний могут нарастить объемы добычи газа на территории Украины по итогам этого года. Там, правда, есть большие проблемы с поиском компаний-операторов. Инвестиции вроде как есть, но вот тех, кто эту добычу будет осуществлять, — меньше, чем хотелось бы.
В случае, если этого всего не хватит в отопительный сезон, Киев может начать закупки газа у Европы. Конечно, есть вопрос, откуда у него в таком случае деньги возьмутся, но это уже отдельная тема. На топливо, оружие и боеприпасы деньги в ЕС для Украины находили, вполне вероятно, что и для газа найдут.
В странах ЕС может быть принято политическое решение, благодаря которому европейский газ в украинских ПХГ будет отдан Киеву. Будут ли для этого выданы кредиты или голубое топливо передадут Украине на бесплатной основе в рамках гуманитарной помощи — это уже не принципиально. Важно, что трейдеры, которые все лето закачивали газ в украинские ПХГ и делают это сейчас, за свой товар в конечном счете деньги получат, поэтому они сегодня и не переживают»,
— считает Василий Стоякин.
По его мнению, если Киеву понадобится европейский газ из этих ПХГ, его при расчете с трейдерами, оплатят из бюджета стран ЕС. В таком случае трейдерам, возможно, заплатят не рыночную стоимость, а остаточную, но разница вряд ли будет большой. Компании убытки точно не понесут — все-таки руководство стран ЕС «своих» обижать не станет.
«Да, за газовые нужды Киева, в конечном счете, могут заплатить европейские налогоплательщики, но на фоне поставок вооружений и финпомощи для Украины со стороны Евросоюза — это капля в море. В Киеве это хорошо понимают, поэтому никаких резких движений делать не будут. Там осознают, что с Брюсселем, если возникнет острая необходимость, можно будет договориться»,
— считает эксперт.
В текущем году «Нафтогаз Украины» планирует увеличить добычу газа до 13,5 млрд кубометров. Учитывая крайне низкий спрос на газ, который в этом году может оказаться даже ниже показателей 2022-го (по разным оценкам — около 19 млрд куб. м), таких объемов в комбинации с запасами в ПХГ из примерно 9 млрд, может вполне хватить. Но это в теории. Это если не будет аварий на ряде инфраструктурных объектов из-за ракетных атак и ударов БПЛА, которые стали нормой для всей энергетики Украины после того, как она в прошлом году атаковала Крымский мост.
Надеяться на «вышки Бойко» бесполезно. Буровые платформы в Черном море, названные в честь украинского премьер-министра Юрия Бойко, при котором «Черноморнефтегаз» в свое время приобрел вышки по завышенным ценам (были многочисленные расследования в пользу коррупции в ходе заключения сделки), были атакованы ВСУ. Будучи под контролем РФ, платформы «Крым 1» и «Крым 2» добывали суммарно около 10 млрд кубометров газа в год. Однако персонал с них эвакуирован еще в том году, да и сами платформы в нерабочем состоянии из-за боевых действий.
Украине остается надеяться лишь на добычу газа на суше и на транзит. Но проблема в том, что по-настоящему большого прорыва в газодобыче страны не происходит. За 2022 год «Укргаздобыча» пробурила 47 новых скважин, в этом году компании тоже есть чем похвастаться. Но на практике добыча в стране не растет огромными темпами. Ее общий объем по стране ожидается в пределах 19,1-19,5 млрд кубометров. Для сравнения: в 2021 году объем составлял почти 19,8 млрд, т. е. присутствует тенденция к небольшому спаду.
Большая часть потенциальных месторождений находится вблизи зоны боевых действий. Да и там где «тихо», инвесторы не спешат вкладывать. Сланцевые месторождения тоже себя не оправдали. Прошло уже почти 8 лет с момента, как Shell и Chevron покинули проекты по разработке Юзовской (Донецкая и Харьковская области) и Олесской (Львовская и Ивано-Франковская области) площадок, и никто их место занимать не торопится. «Нафтогаз» с завидной регулярностью сообщает об очередном «крупном» открытии. Но, как правило, все заявления носят характер обещаний. К примеру, в конце августа дочка «Нафтогаза» заявила, что обнаружила новое месторождение, где запасы могут достигать 1 млрд кубометров газа. Но ничего не упомянула о том, насколько это рентабельно, кто и когда займется добычей, сколько из этих запасов является извлекаемыми. Успокаивает лишь тот факт, что в стране ожидается очередной спад потребления газа — примерно до 19 млрд кубометров по итогам 2023-го. Только за счет этого Киев, если не произойдут аварии на ряде энергетических объектов, сможет сбалансировать спрос и предложение.
Также вскоре могут появиться проблемы с закупкой газа (если возникнет такая необходимость) из Европы. Проблема в том, что реверс из ЕС, будучи по большей части виртуальным, был основан на транзите российского газа через ГТС. Действующий 5-летний контракт на транзит российского газа истекает в конце 2024 года. Выходит, когда РФ прокачает оговоренный объем (225 млрд кубометров за 5 лет), Киев должен заключать новый контракт с «Газпромом»… либо отказаться, оставив ГТС пустой. В последнем случае у «Нафтогаза» попросту не будет возможности осуществлять виртуальный реверс от европейских компаний. А руководство Украины не собирается продлевать договор: еще в августе этого года глава Минэнерго Украины официально сообщил, что его страна «не намерена вести переговоры с Россией по поводу продления контракта на транзит российского газа в Европу».
Впрочем, крайне трудно себе представить и то, как «Газпром» будет заключать с кем-либо из украинских компаний новый контракт, когда есть столько неясностей с пока еще ныне действующим. «Газпром» сейчас прокачивает транзитом через украинскую ГТС примерно 41 млн кубометров в сутки в Европу. И магистраль используется не на полную мощность: подача газа идет только через ГИС «Суджа» (Курская область). Заявка на прокачку через «Сохрановку» (находится на территории ЛНР) в сентябре была вновь отклонена украинской стороной. Так происходит с мая 2022 года. Для сравнения: когда работали обе ГИС, «Газпром» прокачивал по ГТС 92-109 млн кубометров в сутки.
В итоге российский холдинг может использовать магистраль лишь наполовину, но от «Нафтогаза» с мая 2022-го постоянно поступают требования об оплате за транзит, как если бы «Газпром» использовал ГТС на полную мощность, включая ГИС «Сохрановку». Не исключено, что после 2024 года транзит с такой сомнительной выгодой для компании из РФ вообще прекратится.
В таком случае Украине стоит рассчитывать только на свою добычу, радоваться, что ее экономика потребляет меньше газа и надеяться на очередную финпомощь от ЕС, если вдруг возникнет необходимость выбирать европейский газ из украинских ПХГ.
Илья Круглей