Чудесное по своему сюрреализму заявление сегодня сделал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По его словам, обсуждения по изменению в топливном демпфере которые идут в правительстве, очень его беспокоят, прямо кушать не может — так беспокоят, ведь повышение демпферных выплат должны быть нейтральными для бюджета РФ. Это вот как? И рыбку съесть, и воды напиться? Конечно, возврат к досентябрьскому уровню демпфера отразится на налоговых поступлениях в бюджет от нефтянки. В плохую сторону. Для того и продавливали с апреля месяца урезание демпфера в Минфине, чтобы заделывать дефицитные дырки в госбюджете. А тут — на тебе опять назад? Сазанов говорит о каком-то пакетном решении. Что может лежать в этом пакете, никому не понятно. Ни Сазанову, ни нефтяным компаниям, ни Минэнерго. У меня есть, конечно, предположение, что может быть в этом пакете вместе с повышением демпфера — акцизы. Но не буду подсказывать очевидные вещи…
Похожим образом ведет себя и Минэнерго. Так сказать, хочет и вскарабкаться на елку, и не уколоться об иголку… Эта метафора касается заявления министра энергетики РФ Николая Шульгинова. У него тоже двойственные потребности. Его предупреждение о том, что крест на экспорте топлива не снимется очень быстро и будет действовать до победного конца, как-то попахивает просто угрозами-пугалками. Но нефтекомпании с саечками «за испуг» расстаются не часто. Николай Шульгинов отметил, что все ведомства, заинтересованные в процессе, вместе с НК внимательно следят за развитием событий, чтобы оперативно принять необходимые меры. В то же время министр отметил, что «необходимые меры» должны быть сбалансированы между потребителями и производителями топлива. Между елкой с иголкой и за… мягкой частью тела.
Как могут выглядеть эти меры, министр не объяснил. Пример с запретом экспорта показал, что так просто это не работает: если есть конфликт интересов (а он налицо), то все может разрешиться только путем консенсуса. Как говорил монтер Мечников в саге про 12 стульев, согласие есть продукт непротивления двух сторон. Судя по тому, как цена дизеля на бирже в России пошла вверх на второй день торгов после запрета экспорта, согласия стороны пока не достигли. И просто давить на НК, ничего не предлагая взамен, — это тупиковый путь.
Сегодня от души повеселила ситуация с просочившейся информацией в мессенджере Telegram о запрете на экспорт урана «Росатомом» в США от официального журнал «Росатома» «Страна Росатом» в их канале. Все СМИ сначала встрепенулись, но потом оперативно пришло опровержение от самого «Росатома», что поставки продолжаются в обычном режиме и в полном объеме. Объяснить такую информацию можно только злой шуткой администратора канала журнала «Страна Росатом», которого, может, обидели с оплатой его труда или уволили, а пароль поменять забыли — такое у нас, кстати, сплошь и рядом. Важно, что на фоне роста цен на уран в мире из-за повышения интереса к АЭС и переворота в Нигере, откуда шла большая масса урановой руды, объявлять запрет экспорта «Росатому» глупо. Так что нужно осторожнее относиться к информации из телеграм-каналов. Если в ближайшее время появится информации о вводе запрета на азотные удобрения из России — не верьте. Просто улыбнитесь.
Хорошего вам завтра!