Об этом и не только — далее подробно.
Итак, совещание по ситуации с топливом в России с участием Владимира Путина и членов правительства прошло. Президент, можно сказать, натыкал носом министров в то, что меры по стабилизации цен и насыщения рынка России бензином и дизелем требуют доработки. Он указал вице-премьеру правительства Александру Новаку на то, что они меры принимают, а цены на АЗС все равно растут. И не только на АЗС, кстати. На бирже сегодня дизельное топливо опять показало рост несмотря на введение запрета на экспорт. Тут хочется немного отойти в сторону и вспомнить один из сценариев, который предсказывали эксперты, как НК РФ могут обходить запрет на экспорт. Дырка в ограничительных мерах была — в страны ЕАЭС топливо вывозить можно. Ну, тут же простая схема напрашивается: оформляем груз дизеля, к примеру, в Казахстан. А там его уже ждет специальный получатель, который отправляет его в Китай. Просто? Как три копейки для тех НК, которые не согласны продавать его по низким ценам за рубли в РФ.
Но, впрочем, не будем подсказывать компаниям то, что они и сами знают. Вернемся к заседанию.
Итак, Александр Новак огласил список новых мер по стабилизации. Что мы там видим? Конечно же, в первую очередь, правительству пришлось признать, что уменьшение в два раза демпферных выплат компаниям было идеей, мягко говоря, не самой умной. Собственно, резкий скачок цен бензина и дизеля вызвало именно оно. Александр Новак пообещал обсудить повышение коэффициента.
Дальше. Вице-премьер пообещал ограничить «серый экспорт» топлива. Сама по себе эта мера подспудно говорит о том, что общее ограничение на экспорт скоро снимут, иначе о чем разговор вообще? Ограничить «серый экспорт» хотят повышением вывозной пошлины для тех, кто топливо не производит, а перекупает для вывоза. Ее поднимут с 20 тысяч до 50 тысяч рублей за тонну.
Следующая мера вызывает вопросы — полный запрет экспорта топлива, если оно не произведено на внутреннем рынке, а куплено там. Позвольте, а для кого тогда повысили пошлину абзацем выше? Непонятно.
Вкупе с этими жесткими мерами будет контроль ФАС и Минэнерго над наценкой на горючее по всей цепочке до АЗС. Это хорошо, конечно, но хочется осторожно спросить, а до сегодня вы этим не занимались? А почему? Это, как мне кажется, прямая обязанность и ФАС и министерства.
Ну и осталось еще субсидирование отдельных видов топлива для отдельных регионов. Субсидирование всегда снижает цены, это понятно. Теперь осталось наблюдать, насколько быстро эти меры будут приняты и насколько они будут эффективны.
Не устает радовать польская нефтекомпания Orlen. Собственно, радует не сама компания, а ее изворотливость и четкое улавливание актуальных конъюнктур рынка.
Еще не выветрился из памяти хитрый финт с «мертвым фрахтом», когда танкеры с российской нефтью в Индию после разгрузки фрахтовались Orlen на обратный путь в Европу под арабскую нефть, как подъехал новый скандал. Компанию обвинили в занижении цен на дизельное топливо, которое она продавала ниже закупки, да еще и из стратегического запаса. Интересно, не эта ли комбинация привела к тому, что Shell в Польше ввел на АЗС лимиты по отпуску дизеля: не более 100 литров в одни руки. То есть образовался дефицит дизельного топлива, и совсем не факт, что в этом виновато ограничение экспорта в России.
Но Orlen не унывает и придумала, куда еще запустить свой жадный хоботок, измазанный соляркой. Теперь нефтекомпания решила расширить производство азотных удобрений на своем заводике в Польше. Отлично сориентировались! Учитывая гигантский спрос на удобрения в соседней Германии и других странах Евросоюза. Правда, есть один нюанс… На расширение мощностей завода уйдет по оценкам компании около 4-5 лет. Сохранится ли ажиотаж на азотную подкормку для растений через это время — вопрос. Но не сомневаюсь, что ушлый Orlen к тому времени придумает еще какую-то новую, гениальную схему.
Хорошего вам завтра!