Posted 22 сентября 2023,, 09:34

Published 22 сентября 2023,, 09:34

Modified 22 сентября 2023,, 09:46

Updated 22 сентября 2023,, 09:46

Кто и как в мире борется с растущей ценой топлива?

22 сентября 2023, 09:34
Дорожающий бензин и ДТ стал серьезным вызовом для стран в самых разных уголках планеты, кто из них справился с проблемой лучше всех, а кто наоборот?

Борьба с дорожающим моторным топливом становится все более серьезной проблемой для многих стран почти на всех континентах мира. При этом у каждого государства свои методы и подходы.

К примеру, если в РФ пытаются влиять на цену бензина за счет корректировки топливного демпфера и прямого запрета экспорта топлив, то в США в какой-то момент приняли решение высвободить миллионы баррелей нефти из резервов, чтобы наполнить им мировой рынок и снизить стоимость черного золота.

В Индии регулятор обязывает НПЗ определенную часть продукции всегда оставлять на внутреннем рынке. Китай выдает частным и государственным НПЗ квоты по экспорту нефтепродуктов.

Казахстан периодически вводит запреты на экспорт топлива, но при этом топливный рынок все равно крайне зависим от происходящего в РФ, особенно когда речь идет об Аи-95.

Во Франции власти постоянно создают новые правила, сдерживающие цены, а сейчас даже готовятся временно отменить запрет на продажу топлива розничным потребителям ниже закупочных цен.

У кого в итоге получается добиться цели? Разумеется, в каждой из вышеописанных стран есть свои особенности работы топливного рынка, как и всей экономики в целом, отсюда и разные методы борьбы с «ползущими вверх» ценниками. Забегая вперед можно сказать, что учитывая конъюнктуру на мировом рынке нефти, для большинства стран это битва в заранее проигранной войне. Впрочем, есть и исключения.

 

Россия и Казахстан: когда рынки связаны, проблемы одинаковые

В России уже почти полгода последовательно растет стоимость бензина и ДТ на бирже, следовательно, и на АЗС всей страны. По данным Росстата с начала года по первые недели сентября бензин подорожал на 8,5%, тогда как инфляция составила 3,9%. В среднем по стране Аи-92 по состоянию на середину сентября стоит 51,02 ₽, Аи-95 — 55,77 руб. за литр. Если же говорить об оптовых ценах, то в первые недели сентября Аи-92 на СПбМТСБ подорожал в европейской части России на 9% (до 70,44 тыс. руб. за т), Аи-95 — на 2,2% (до 76,4 тыс. руб. за т), ДТ — на 8,5% (до 73,75 тыс. руб. за т).

Чиновники вырабатывают меры стабилизации ситуации на топливном рынке уже долгие месяцы… но, несмотря на все это, ценник уверенно ползет вверх на протяжении всего года. В середине сентября СМИ стали сообщать, что Кабмин РФ рассматривает два варианта стабилизации цен на топливо: запрет экспорта; повышение экспортной пошлины для светлых и темных нефтепродуктов до $250 за т. При этом в Минэнерго прорабатывают и компенсационный механизм для НПЗ, чтобы возместить нефтяникам выпадающие доходы из-за пошлины, если компания направит на внутренний рынок и на биржу определенный объем нефтепродуктов.

Впрочем, если подвести итоги прошедших месяцев 2023 года, то на практике регуляторы и чиновники, не считая манипуляций с демпферным механизмом, никаких тектонических изменений на топливном рынке РФ не совершали фактически до вчерашнего дня, когда был введен запрет на экспорт топлив из России.

К слову, даже президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании ВЭФ 12 сентября, пусть и не критиковал сильно правительство, но отметил, что оно вовремя не среагировало на изменение мировых цен и напрасно в 2 раза срезало топливный демпфер.

Как отметил в комментарии для «НиК» управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко, реальных действий, которые в итоге повлияли на стоимость бензина, почти не было. А вот действия, которые привели к росту цен, безусловно, были.

«В первую очередь, это сокращение экспорта и добычи Саудовской Аравии и России, что в итоге подстегнуло к росту стоимости нефти на мировых рынках, а следом отразилось и на ценах топлива. Это также привело к дефициту ДТ на разных рынках. К сожалению, рост цен „задел“ и саму Россию. Ситуацию усугубило снижение выплат правительства по демпферу.

Сложно говорить об эффективности методов борьбы с «ползущими ценниками» на АЗС, когда за все эти месяцы мы видели лишь мелкие изменения биржевой торговли. Все это никак не повлияло на баланс спроса и предложения. В целом каких-то комплексных и целенаправленных действий со стороны ЦБ, ФАС или Минэнерго пока де-факто не было. Были лишь словесные интервенции вроде ограничения экспорта и ввода пошлины на продажу нефтепродуктов за рубеж», — считает эксперт.

В Казахстане на протяжении 2023 года правительство попыталось в силу специфических причин местного рынка не столько снизить стоимость бензина, сколько взять рост цен на топливо под контроль. В апреле Минэнерго заявило, что установит предельную цену Аи-92/Аи-93 — 205 тенге за литр (45 руб.). На тот момент стоимость топлива на АЗС столицы варьировалась от 220 до 230 тенге за литр. В целом же, если посмотреть на динамику цен за прошедшие месяцы 2023-го, в Казахстане наблюдается, пусть и с небольшими отскоками, но все же увеличение стоимости.

В комментарии для «НиК» ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», экс-советник министра энергетики Казахстана Олжас Байдильдинов рассказал, что прошедшие месяцы 2023 года выдались для топливного рынка страны весьма уникальные.

«Этим летом Казахстан столкнулся с ситуацией, когда все 4 крупных НПЗ страны одновременно стояли на ремонте. Павлодарский нефтехемический завод проходил плановый ремонт. Шымкентский НПЗ по ряду причин снизил переработку. Атырауский НПЗ остановился из-за аварии на Мангистауском атомном энергетическом комбинате (МАЭК). Нефтехимический завод KPI, тоже простаивал, потому как там было много неясностей с запуском производства. По этой причине на рынке Казахстана наблюдался дефицит сжиженного газа, а также Аи-95 и Аи-98.

В случае с Аи-92 такого дефицита не было. Перебои с ним в некоторых регионах присутствовали, но ситуация не была критической, поскольку именно этот тип бензина контролируется государством в виде предельных розничных цен. При этом часть Аи-95 импортировалась из России. Казахстан столкнулся с уникальной ситуацией, когда на вывесках АЗС по стране было 2 ценника: один на Аи-95 казахстанский, по цене примерно в 200-240 тенге (41-49 руб.), а другой на Аи-95 российский в районе 330-340 за литр (67-69 руб.).

Удивительно, что к примеру «Газпромнефть», которая завозила Аи-95 из РФ, продала его довольно быстро. Потребители в целом были готовы покупать качественное топливо, понимая его происхождение. К сожалению, ситуация будет ухудшаться, поскольку рынок Казахстана страдает от дефицита Аи-95, ДТ и сжиженного газа. Расширение мощностей в самой стране, конечно, исправит ситуацию, но это лишь на горизонте 2030 года, когда Шымкентский НПЗ увеличит мощность переработки с 6 до 12 млн т в год. Но даже при этом есть ряд вопросов, начиная от загрузки сырья, заканчивая тем, какие будут внутренние цены», — говорит эксперт.

Олжас Байдильдинов подчеркнул, что государство Казахстана по-прежнему продолжает сдерживать внутренний рынок. В той или иной степени регулируются оптовые цены на нефть, которая поставляется на внутренний рынок, а они убыточны, либо находятся вблизи себестоимости для нефтедобывающих компаний ($20-25 за баррель). Государство регулирует тарифы на переработку у трех НПЗ. Биржевые торги в настоящее время приостановлены. Регулируются розничные и оптовые цены на бензин и ДТ.

«При этом сами оптовые поставщики сейчас консолидированы в рамках „КазМунайГаза“. Порядка 80% внутреннего рынка — это именно „КазМунайГаз“. Это нездоровая рыночная ситуация. Она приводит к неэффективности и непрозрачным схемам распределения, поскольку в настоящее время правительство распределяет эти нефтепродукты по плану поставок на каждую область, на каждую сеть АЗС, что не является рыночным фактором и вообще прозрачным механизмом. Есть много нареканий, вполне возможны и коррупционные нарушения. Такая ситуация будет повторяться. Осенью мы столкнемся с дефицитом ДТ, часть которого закупается в РФ. Также Казахстан закупает и авиакеросин. В итоге мы находимся в условиях, когда если в РФ наблюдается дефицит либо рост цен на нефтепродукты, то же самое происходит и на казахстанском топливном рынке», — резюмировал эксперт.

 

Борьба Байдена с ценами на бензин и безысходность

Ирония в том, что на другом конце планеты власти одной большой страны, где как и в России добывается много нефти, точно так же смотрят на рост ценников на АЗС, обещают исправить ситуацию…, но на практике получается плохо. Через 2 дня после того как Путин комментировал на ВЭФ ситуацию с топливным демпфером в России, президент США Джо Байден в ходе выступления, 14 сентября, в общественном колледже Принца Джорджа в Ларго (штат Мэриленд) пообещал перед телекамерами, что снизит стоимость бензина в Штатах.

Неловкость ситуации состояла в том, что это обещание прозвучало через день после публикации отчетов о том, что потребительская инфляция выросла больше всего за 14 месяцев из-за повышения цен на энергоносители. При этом по данным AAA, цена на бензин в США в среднем за прошедшие месяцы 2023-го составила $1,04 за литр. Для сравнения: средняя цена с 2018 по 2022 гг — $0,8. В целом же, стоимость бензина в США даже сейчас хоть и меньше пиковых значений рекордного 2022-го, но все равно намного выше, чем до начала 2021 года, когда в стране начался сильный рост.

Если просто взглянуть на факты, то с начала 2023 года цена за галлон бензина выросла примерно на 20%. При этом Белый дом, Минэнерго и другие ведомства, по сути, лишь делали незначительные шаги, которые были больше направлены на снижение рисков дефицита топлива, а не на снижение его стоимости. Кстати, в администрации Байдена уже не говорят об очередной распродаже нефтяных резервов, как это было в 2022 году. Видимо, все уже поняли, что такой метод борьбы с высокими ценниками на американских АЗС не дает нужного эффекта… зато лишает страну стратегических запасов, которые при нынешних ценах крайне невыгодно пополнять.

Проблема в том, что альтернативных механизмов снижения стоимости в Вашингтоне до сих пор, несмотря на все обещания Байдена, никто так и не озвучил. А тем временем спрос на WTI растет, что толкает цену такого сорта вверх. Это объективно стимулирует американские НПЗ, получающие высокую маржу (по разным оценкам, $30 за баррель), работать все больше, игнорируя плановые ремонты. В итоге, как пишет Bloomberg, даже оставаясь «дома», дорожающая американская нефть толкает ценник на АЗС страны все выше.

 

Европа в тупике

Не могут снизить уровень цен на бензин до показателей начала 2021 года, когда начался сильный рост, и в Евросоюзе. По состоянию на 4 сентября 2023 г., средняя цена такого топлива в ЕС выросла примерно на 0,83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с €1,72 в сентябре 2022 года до €1,73 сейчас.

Рост отмечался во всех странах. С конца августа дизельное топливо в Нидерландах подорожало в рознице на 7%, в Италии, Испании и Франции — на 5%, в Ирландии — на 8%. При этом наибольший интерес представляют собой методы борьбы с растущими ценами во Франции, где средняя стоимость бензина в период с января по июль составляла $2,07-2,15 за литр. Для сравнения: осенью 2022-го стоимость была на отметках в $1,6.

Пример Франции показал, как европейская страна, отказавшись от российской нефти и нефтепродуктов (да еще и на фоне волатильности цен на нефть в мире), не способна сопротивляться росту цен на бензин, даже когда регуляторы идут на исключительные меры.

В конце июля Total Energies под давлением правительства Франции заявила, что до конца года снизит цены на моторное топливо на своих АЗС в стране. Увы, но в августе стоимость выросла еще больше. По данным министерства экологических преобразований Франции, бензин подорожал до €1,91-1,96 за литр (неделей ранее €1,89-1,94), а ДТ — до €1,8 (неделей ранее было €1,73). Тогда Фрэнсис Пусс — президент отделения заправочных станций торговой ассоциации Mobilians — заявил, что рост наблюдался и в других европейских странах, а разница объяснялась лишь другими налогами.

Кстати, о налогах, которые во многом формируют стоимость топлива на рынке Евросоюза. Несмотря на рост цен в Париже отвергли идею снижения налогов. 16 сентября премьер-министр Элизабет Борн в интервью газете Le Parisien прямо сказала: «нужно сокращать госдолг, поэтому снижать налоги — это неправильно». Вместо этого правительство намерено снять запрет на продажу топлива ниже себестоимости, введенный в 1963 году. «Благодаря этой беспрецедентной мере мы получим ощутимые результаты для французов без субсидирования топлива», — заявила Борн. В итоге политики делают все, чтобы сдержать инфляцию в стране…, а бензин все равно дорогой.

 

Индия и Китай — острова спокойствия в океане шторма

В Индии, которая в последние полтора года активно пользуется перестройкой логистических маршрутов по транспортировке нефти и нефтепродуктов, ситуация с ценниками на АЗС намного лучше. С января 2021 года по сегодняшний день средняя стоимость бензина в этой стране почти все время на одной и той же отметке в $1,17 за литр. Лишь в отдельные месяцы наблюдались скачки до $1,38, но потом показатели опять возвращались на место.

Правительство в 2022 году ввело налог на сверхприбыль при экспорте очищенного топлива и обязала компании продавать эквивалент 50% от объемов своего экспорта бензина и 30% ДТ внутри страны до 31 марта 2023-го. Это была реакция чиновников на действия крупных компаний Reliance Industries и Nayara Energy, которые покупая нефть из РФ со скидками (получая большую прибыль), агрессивно наращивали экспорт топлива вместо внутренних продаж. Весной мера была продлена.

Итог — ценники на АЗС в 2023 году остаются на одной и той же отметке. При этом экспорт Индии топливных продуктов, таких как авиакеросин и дизельное топливо, в европейские страны резко вырос. Это говорит о том, что правительство смогло соблюсти баланс, обязав компании снабжать внутренний рынок, а только после этого уже идти в ту же Европу и смело зарабатывать там. Нью-Дели продолжил реагировать на изменения рынка и в конце лета. В августе 2023-го Минфин Индии сообщило о повышении налога на сверхприбыль на сырую нефть отечественного производства и ДТ, предназначенного для экспорта, с одновременным повторным введением налога на авиатопливо. По сути, Индия заморозила цены на топливо с мая 2022 года на фоне роста мировых цен на нефть.

Конечно, от этого страдают индийские компании, которые закупают нефть. Аналитики из индийской ICRA Limited в сентябре даже сообщили, что такие компании уже несут маркетинговые потери при розничной продаже ДТ. Впрочем, пока ситуация для них не критичная, зато в самой стране нет тех рисков в экономике, с которыми из-за увеличения стоимости топлива сталкиваются США, Европа Россия и другие государства.

В Китае топливный рынок тоже не лихорадит. С октября 2022 года по сегодняшний день цена лишь незначительно менялась, оставаясь в пределах $0,88-1,17 за литр. Руководство КНР вовремя сориентировалось, выдавая нефтепереработчикам страны большие чем обычно объемы экспортных квот. Для сравнения: по итогам 2023-го объем квот составит 53,99 млн т, а в 2022-м их было 34,75 млн т.

Это оказалось правильным решением, поскольку после локдаунов из-за COVID-19, китайские НПЗ охотно закупали сырую нефть в ожидании быстрого восстановления экономики. Процесс усилился в 2022-м, когда РФ начала перестраивать свой экспорт нефти на Восток. Однако оптимистичный прогноз восстановления китайской экономики не оправдался, в результате чего запасы топлива в Китае этим летом достигли двухлетнего максимума. Разрешение экспортировать больше обычного позволило НПЗ не потерять прибыль, но и сохранить баланс на топливном рынке КНР. Не исключено, что руководство как Китая, так и Индии, будет и дальше жестко регулировать деятельность нефтепереработки и экспорт, поскольку практика последних лет показала, что такие методы (по крайней мере, в этих странах) действенные.