Posted 21 сентября 2023, 17:45

Published 21 сентября 2023, 17:45

Modified 21 сентября 2023, 17:49

Updated 21 сентября 2023, 17:49

Вечерние эмоции «НиК»: запрет на экспорт и индийский транзит

21 сентября 2023, 17:45
Свершилось. То, что многие обсуждали давно, таки произошло. Экспорт топлива ограничили, однако, само сырье, то есть нефть, отлично едет в Германию. Правда, немного окольными путями. Об этом и не только далее подробнее

Держать и не пущать

Ограничение запрета на экспорт топлива из России, которое ввели сегодня, — мера вполне ожидаемая. Как ни покажется странным, но это очень похоже на выстрел себе в коленку. Да, конечно, сразу же после официального объявления Минэнерго, что бензин и дизель нельзя будет вывозить из России никому, биржевые цены сразу отыграли вниз.

Бензин сегодня подешевел на пять процентов, дизель упал на два процента. Насколько долго может продлиться такая ситуация? Хороший вопрос, ведь в постановлении правительства № 1537 об ограничении экспорта не указан срок его окончания.

Минэнерго уверяет, что меры эти временные, только для стабилизации цены на ДТ и бензин на время уборочной страды. Но российский бизнес чем всегда отличался? Правильно, живучестью и большим недоверием к обещаниям чиновников. Минэнерго поясняет, что введенный запрет на продажу топлива за границы России направлен на борьбу с «серым экспортом» горючего.

Можно осторожно поинтересоваться у министров от энергетики, если вы закрыли экспорт всем, значит ли это, что все поставки топлива за рубеж до сегодняшнего дня велись по серой схеме? Где тот самый легендарный список ограниченного числа экспортеров, который вы обещали подготовить с августа текущего года? Не удалось договориться с экспортерами, кто нужнее, а кто не очень?

Хорошо, допустим, что в моменте сегодня вы добились своего — топливо на бирже пошло вниз по ценнику. А что далее?

Я осторожно напомню, что наполнение бюджета в превалирующей его части зависит от налогов нефтекомпаний, которые продают нефтегаз за рубеж. Что вы намерены перекрывать, когда образуется проседание бюджета?

Исторически принцип российского правительства всегда упирался в простой тезис «держать и не пущать». Но в нынешних условиях эти меры работают скорее во вред, чем на пользу…

 

Индийская прокладка

С введением санкций на экспорт нефти из России со стороны «западных партнеров», как их называет президент России Владимир Путин, выяснилось, что бизнесмены весьма рачительны и гибки в принятии внешних условий давления. Просто вот немного выше я уже упоминал этот момент в оценке запрета на экспорт топлива.

А теперь давайте понаблюдаем за ведущей экономикой Европейского союза, Германией. Выступая флагманским кораблем, волоча за собой другие более мелкие кораблики стран ЕС, она возглавляет атаку на российский экспорт нефти и других углеводородов. Но есть один нюанс, как говорится в одном довольно пикантном анекдоте.

Потребление Германией российской нефти не сократилось, а увеличилось в 2023 году.

Вполне уважаемое немецкое издание Der Spiegel выяснило, что, используя страну-прокладку, Германия увеличила потребление нефти из России в 12 раз в текущем году. Страной-прокладкой выступает Индия, которая прекрасно оценила ситуацию на рынке и стала активно закупать нефть у России, пользуясь дисконтом, санкционным ограничением рынков сбыта для России и другими плюшками.

Вам кажется это утверждение Der Spiegel враньем или передергиванием? Тогда обратимся к сухим цифрам, математика наука точная.

За прошлый год Германия закупила у Индии нефти на 37 миллионов евро. В этом году только за первые шесть месяцев немецкие компании отгрузили индийцам 451 миллион недружественных евро за поставки нефти. Откуда такой рост в закупках? Как вам кажется, в Индии внезапно забили из земли нефтяные фонтаны во славу богини Кали?

Так нет же, жизнь сложная штука, но открывается просто, как ящик… Понятно, что индийцы просто перепродают германцам российскую нефть, причем, с хорошей наценкой.

И довольны все — Россия сохраняет уровень экспорта углеводородов, Индия просто наживается в моменте, увеличивая свое влияние на рынке нефти, а платит Германия.

Вернее, ее граждане. Бизнес в большинстве стран гибок, как я уже упоминал выше и Индия не исключение.

Хорошего вам завтра!

Подпишитесь