Posted 19 сентября 2023, 18:20
Published 19 сентября 2023, 18:20
Modified 19 сентября 2023, 18:30
Updated 19 сентября 2023, 18:30
Платить за хвост
Вроде бы с 2022 года, благодаря усилиям европейских политиков, мы на просторах России внезапно узнали, что, оказывается, продавать наше все, типа нефти и газа, а также сельхозпродукцию и другие важные товары можно не только в Старый Свет.
Но оказывается, как бы забавно ни выглядели политики, которые на фоне антироссийских настроений подняли транспарант климатической повестки в энергетике Европы, их методы могут таки приносить какой-то ущерб и нам.
Речь идет о так называемом трансграничном углеродном урегулировании, которое ЕС введет в действие с 2026 года, но отчитываться об «углеродном следе» страны или компании экспортерам на территорию Евросоюза придется уже в этом году. Что сие означает для нас?
Напрямую пострадают в большей части те экспортеры, которые продолжают продавать свой товар в Европу. А таких экспортеров немало, и это весьма существенные отрасли российского производства. К примеру, продажа удобрений и цемента. Спрос на удобрения в Европе этой осенью показывает значительные успехи, а Россия один из ключевых игроков на этом рынке, если не брать во внимание Беларусь, для которой удобрения — это вообще главное все. Но углеродный след заставит платить дополнительные пошлины на ввоз сырья.
По удивительной (для российских производителей) ситуации мы по своему углеродному «хвосту» обогнали даже Китай. Он идет следом за нами, дыша углеродом в затылок. А за ним уже потихоньку ковыляют Алжир и Египет. Нужно ли объяснять, что введение дополнительных пошлин на экспорт всего в страны ЕС отразится не только на прибылях компаний, но и на уровне жизни их работников? Думаю, нет. А это производство цемента, железа, стали и алюминия. Фактически, очень крупные предприятия, где задействовано большое количество рабочих.
Чье кунфу сильнее?
Этот вопрос становится очень актуальным на фоне разгорающейся войны за передел рынка электромобилей в Европе.
Заявления главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о начале расследования субсидирования китайским правительством производителей электрокаров, дало толчок обострению отношений в экономических связях.
С одной стороны, она права, защищая европейских производителей от китайской экспансии самоходных электрических тележек. Но и азиаты не зря тысячелетиями изучали и практиковали искусство самообороны без оружия.
Формально, сейчас Китай может нанести умелый удар по главной экономике Европы — Германии. Ведь мир становится прозрачнее, ближе и теснее. Более 30 процентов мировых продаж концернов BMW, Mercedes, Volkswagen приходятся на рынок Китая.
В то же время французские концерны — Peugeot и Renault представлены главным образом на рынках Европы. Многие говорят, что решение Еврокомиссии пролоббировали французы, чтобы занять достойную позицию на европейском пространстве.
Однако эти мысли не сильно коррелируют с тем фактом, что основные производители электрокаров (а с них все и началось) — это все же германские концерны.
Каков будет ответ от Китая пока сказать сложно, потому что восточная психология сильно отличается от европейской. Но можно сказать точно, что Китай не станет терять такой доходный рынок для своих производителей. И что он сделает в ответ на выпад Урсулы — покажет время.
Бензин в минус, дизель в плюс
Весьма вероятно, что эта фраза может трактоваться по-разному, все зависит от стороны, с которой ты наблюдаешь за ситуацией. Впрочем, факт остается фактом — бензин на бирже в России подешевел, а вот дизельное топливо продолжает пробивать всевозможные потолки цены.
Эксперты считают, что снижение цены бензина до 72 961 рублей за тонну марки Аи-95 происходит на фоне угрозы правительства введения дополнительной заградительной пошлины в размере 250 проклятых американских долларов на тонну.
В тоже время, а что с дизельным топливом? А ничего, как дорожало, так и продолжает дорожать. Сегодня на бирже ценник за тонну ДТ перевалил за 75 тысяч рублей. И ведь такая тенденция не только в России. Мировой рынок показывает большой спрос на солярку и, соответственно, рост ее стоимости.
Потому заградительные пошлины имеют слабое влияние, это примерно так же, как владельцы многотоннажных танкеров будут платить штрафы за выбросы СО2, но не будут менять движки своих судов на менее углеродные. Все считается в деньгах. Хорошего вам завтра!