Posted 17 сентября 2023,, 17:19

Published 17 сентября 2023,, 17:19

Modified 17 сентября 2023,, 17:30

Updated 17 сентября 2023,, 17:30

Воскресный вечер на «НиК»: Арктика дорога, дизель вышел на первые места

17 сентября 2023, 17:19
Финал недели дал понять некоторые интересные вещи: Северный морской путь не настолько эффективен, как планировалось, дизельное топливо остается важнейшим рычагом в экономике мира. Об этом — подробнее поговорим ниже

Дорогой Север

Президент России Владимир Путин обозначил перспективы добычи углеводородных ископаемых на Арктическом шельфе. Логично, что использование природных недр на благо страны не зависит от полярного круга. Впрочем, опыт показал, что не все так просто на этой планете.

Первый газовоз дошел из Балтики с российским СПГ в Китай по Северному морскому пути. Исторический момент показал неожиданно, что транспортировка газа через арктический маршрут в Азию, экономически не выгодна.

Спотовый рынок, который определяет цену на СПГ в Азии, весьма гибок. И при том, что цена СПГ в Китае реально выше европейской, затраты на транспортировку Северным морским путем полностью сжирают профит от разницы цены на рынках.

«Газпром», включив калькулятор, быстро перенаправил второй газовоз из Балтики в более ближний регион — Средиземноморье.

Подытоживая, можно понять, что разработка месторождений на арктическом шельфе требует надежных и, главное, рентабельных каналов доставки углеводородов потребителям. Возить кораблями, пусть и ледокольного типа через торосы газ в Азию просто не выгодно.

Есть ли какое-то решение этой проблемы? Вероятно. Строительство терминалов и трубопроводов с Севера на Юг. Вот только возникает резонный вопрос — стоит ли овчинка выделки? Другими словами, окупится ли тот же газопровод из Арктики в Китай их деньгами за доставку СПГ? Терзают смутные сомнения…

 

Дизельаут

Думаете, проблема с дизельным топливом остро возникла только в России? Нет.

Наши отечественные потребители дизеля могут вздохнуть и выдохнуть — кризис с соляркой коснулся не только России, где в этом можно обвинять жадных трейдеров и нефтепереработчиков, что, собственно, успешно делает правительство в течение уже полутора месяцев.

Не могу спрогнозировать, насколько понимание того, что с ДТ проблемы не только у нас, может дать успокоение агрофирмам России, которые задыхаются от нехватки солярки для уборочной техники. Но цена дизельного топлива выросла в Европе и США, превысив пиковые показатели за 30 последних лет.

Тут хочется задать вопрос дилетанта — а вы что, не знали, что в начале осени начнется сезон плановых ремонтов НПЗ. Причем этот сезон наступает везде — и в США, и в Европе, и в России. Вот правда, вы не вчера же об этом узнали?

Аналитики пишут, что есть большая вероятность, что рост цен на ДТ сохранится до конца текущего года, даже после включения находящихся сейчас на регламенте нефтеперерабатывающих заводов.

Казалось бы, бодрые доклады о снижении экспорта нефти и добычи ее же Россией и Саудовской Аравией должны внушать оптимизм. Цена нефти растет, бюджеты пополняются со скоростью ракетоносителя, все чудесно.

Однако рост стоимости нефти при снижающемся объеме переработки играет злую шутку. Если нефть — это «кровь экономики», как ее называют многие экономисты, то дизельное топливо — это просто «кровяные тельца» той самой крови экономики. Большая часть стоимости любых товаров на рынках мира формируется из транспортных расходов.

Может мы откроем какой-то секрет, но большинство из того, что вы потребляете каждый день, начиная с бургеров, заканчивая ушными палочками, доставляется на больших грузовиках, которые используют для этого дизельное топливо. Стоит ли далее продолжать эту логическую цепочку?

Формально, если подорожает бензин, это заметят все, поскольку, большая часть граждан заправляется им регулярно. Но вот рост цены на дизельное топливо заметят все только тогда, когда ушные палочки почем-то станут дороже. И казалось бы, причем тут дизель?

Так что пока есть ушные палочки — давайте очистим уши: может, услышим в понедельник что-нибудь интересное!