Posted 14 сентября 2023, 16:17

Published 14 сентября 2023, 16:17

Modified 14 сентября 2023, 16:19

Updated 14 сентября 2023, 16:19

Вечерние эмоции «НиК»: Сезон ругани начался и дизельные потуги правительства

14 сентября 2023, 16:17
Павел Журавлев
Сегодня было очень занимательно наблюдать, как развиваются споры и ругань на высших уровнях в мировом масштабе: Китай с ЕС, ОПЕК с МЭА. Правда, неменьший интерес вызывают попытки правительства РФ стабилизировать внутренние цены на топливо в России.

Подробнее об этом и не только — далее.

Бубновый интерес

Этим термином из древнего гадания на картах вполне можно обозначить все международные склоки, которые сегодня привлекали внимание многих СМИ. У каждой из сторон в спорах есть свой бубновый интерес, и, исходя из него, они строят свои аргументы в полемике.

Начнем, конечно, с Китая. Ясное дело, что вторая экономика мира не могла просто так пропустить оплеуху от главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен по поводу китайских электромобилей (EV) на европейском рынке. Тем более что это была не просто оплеуха, а реальная угроза китайским производителям электрических тележек потерять достаточно емкий рынок сбыта своей, скажем честно, не всегда качественной, но зато вполне дешевой продукции. Китайские мастера не могут признать, что их машинки на батарейках стоят ниже авто мировых лидеров не потому, что китайские автоартели «активно применяют инновационные технологии» или получают значительное субсидирование от государства, а просто потому, что электрокары из КНР уступают в качестве европейским.

На просторах Старого Света сейчас не самая лучшая экономическая ситуация, поэтому европейцы отдают предпочтение менее надежным, зато более дешевым электромобилям из Поднебесной. Учитывая высокие стандарты производства, не каждый житель Европы может позволить себе Теслу, Фольксваген или продукцию голландской корпорации Stellantis. Представители этих «конюшен» стоят весьма сурово.

В попытке оставить за собой рынок EV Европы, Китай громогласно клеймит местных производителей, что они просто неповоротливы и отсталы. Не успевают внедрять новинки, медленно раскачиваются и вообще сами себе дураки.

Но Урсулушка (не)наша фон дер Ляйен, прекрасно понимает, что после введения драконовских пошлин на китайские электрокары в США Китаю некуда деваться, кроме как в Европу, ведь там климатическая повестка очень актуальна, и потребители к ней прислушиваются. Африканским странам электромобили — до лампочки, учитывая уровень развития в большинстве стран электросетей. Потому живой бубновый интерес у Китая именно в Европе.

Смена эпох

Такая же ситуация с интересами в дискуссии альянса ОПЕК и МЭА. Международное энергетическое агентство в своем докладе наванговало, что пик спроса на ископаемое топливо придется на 2030 год, а потом все покатится под горку. Естественно, что ОПЕК, которая сегодня отмечает свой день рождения, не могла пройти мимо такой эскапады. Ведь картель 63 года назад организовали ведущие мировые страны по добыче именно того ископаемого топлива, закат эры которого так неосмотрительно предрекло МЭА. Не нужно быть большим специалистом в экономике, чтобы понять, что такие прогнозы сильно вредят притоку инвестиций в мировой нефтегаз. Потому глава ОПЕК Хайсам Аль-Гайс тут же напомнил МЭА, что он за свою жизнь видел множество прогнозов, предсказаний и экспертных оценок про судьбу нефтегаза в ближайшей перспективе, но ОПЕК, несмотря на угрожающие завывания оракулов от энергетики, цветет и пахнет уже больше 60 лет.

Сделали хоть что-то?

Подходя к финишу недели, после которой я выиграю пари на обещание Минэнерго РФ решить вопрос с дефицитом топлива на внутреннем рынке, должен отметить, что региональные чиновники более изобретательны в придумывании виновных, чем первый замминистра энергетики Павел Сорокин. Вот губернатор Волгоградского края сориентировался, что можно валить все на соседей и заявил, что дизель из АЗС области вывозят… транзитные машины из соседних регионов. Отличный ход! Надежный, как швейцарские часы, как говорилось в одном известном фильме.

А господин Сорокин все еще юзает старую и уже протертую до дыр мантру о полном достатке топлива в стране. И привязывает все это к менее старым, но уже тоже замусоленным аргументам про ж/д-логистику и ремонты НПЗ. Вишенкой на торте выступления Сорокина стала загадочная конструкция «донастройка системы стимулов для НК». Звучит красиво, правда? И непонятно. И многообещающе — донастройка. Вроде мы что-то вот уже построили и сейчас быстренько еще «донастроим» сверху. И будет всем счастье.

На самом деле, реально работающей «донастройкой стимулов» может быть только отмена уменьшения демпферных выплат и снижение акцизов на топливо. Все остальные методы «донастройки» не приведут ни к чему. Но до окончания моего пари осталось немного, просто подождем и посмотрим.

Хорошего вам завтра!

Подпишитесь