Вечерние эмоции «НиК»: СПГ — новая нефть, рынок без базара и причины срыва страды

11 сентября 2023, 19:38
Сегодня началась новая рабочая неделя, и явным фаворитом в создании повестки для раздумий стал Минэнерго, фонтанирующий различными новостями и заявлениями.

Заявления Минэнерго были как вполне разумными — про отрицание госрегулирования цен, так и более присущими ему удивительными, вроде виновных в дефиците топлива в южных регионах страны.

А еще есть понимание, что СПГ в России — это новая нефть.

Подробнее об этом далее.

Рынок, но не базар

Глава Минэнерго Николай Шульгинов сегодня высказал разумные позиции по поводу государственного регулирования цен на топливо в стране. Он рассказал то, что давно известно более-менее разбирающимся в азах экономики людям, но, видимо, неизвестно депутатам от ЛДПР, которые предлагают ввести госконтроль. Речь о том, что ограничение государством цены на топливо не приводит ни к чему хорошему. По словам министра, стоимость топлива определяется рынком, и правительство не будет уходить от него в сторону тотального контроля. Это вполне логичное замечание, примеры у нас перед глазами, как в истории страны под названием СССР, так и в более близких во времени примерах — Венесуэлы, Ирана, Казахстана. Везде, где государство начинает рулить ценниками на АЗС, на этих же АЗС кроме ценников ничего не остается — топливо куда-то исчезает. Впрочем, недостаток его на заправках в южных регионах России тоже наблюдался совсем недавно, ставя под угрозу уборочную страду. Но есть большая разница: от госограничения стоимости топлива оно пропадает не в отдельных регионах, а сразу по всей стране. Правда, объяснения от Шульгинова, почему появился дефицит на заправках юга России, вызывают, мягко говоря, недоумение. По мнению министра энергетики, дефицит появился из-за того, что «кто-то закрывал заправки», конец цитаты.

Постойте, а кто этот таинственный «кто-то»? И какая логическая связь между закрытием АЗС и отсутствием на нем топлива? Напрашивается резонный ответ: АЗС может закрыться, если на ней нечем будет торговать. Но ведь ситуация на юге была не вполне такая. Дизельного топлива действительно не было не только на АЗС, но и на топливных складах. А куда девался этот таинственный «кто-то», и почему вы не рассказываете, как его наказали?

Конечно, возможны варианты отдельных случаев спекуляции в розничной торговле топливом, но цена на ДТ и так на бирже пробивает все мыслимые потолки. А на АЗС его просто нет… Тут просто крайними заправки не сделаешь. Кстати, у Минэнерго осталось всего шесть дней для решения топливной проблемы, ведь мы-то внимательно отсчитываем две недели, за которые министерство обещало решить этот вопрос.

СПГ — новая нефть

Если в свое время, пару-тройку лет назад, термин «новая нефть» применялся журналистами и экономистами исключительно к населению России, то сегодня его смело можно приклеить и к сжиженному газу. После отказа крупнейшего импортера российского природного газа и введения санкций на торговлю нефтью внезапно выяснилось, что создались условия для их замены сжиженным природным газом. Самое интересное, что отказавшись от российского трубопроводного газа, Европа стала… наращивать закупки СПГ из России. Парадоксальная ситуация, но объяснить ее какими-либо разумными доводами мы не сможем. Но факт есть факт: старушка Европа становится важнейшим потребителем российского СПГ, а Испания по объемам закупок российского сжиженного газа занимает второе место в мире после Китая.

Эту ситуацию оперативно оценили в так часто сегодня вспоминаемом Минэнерго РФ. Правильно расставив приоритеты, Николай Шульгинов начал продвигать законопроект, который расширит список компаний, которые могут экспортировать СПГ. Понимаете, в чем фишка? В России экспортом занимаются несколько компаний, в которых доля государства составляет более 50%. А Минэнерго предлагает выдать лицензии на экспорт компаниям, которые производят СПГ на арктическом шельфе. Выгода прямая, ведь спрос на СПГ растет, австралийцы бастуют — самое время пользоваться ситуацией на рынке. Тем более сегодня Владимир Путин спустил на воду первый в мире газовоз, который работает на газе, как бы забавно это не звучало. То есть на газомоторном топливе, конечно, но гордость вызывает тот факт, что «Алексей Косыгин» — единственный в мире и ледового класса Arc7, что позволит ему как раз работать в условиях Арктики.

Хорошего вам завтра!

#Рынки #Экспорт СПГ #Цены на бензин и дизельное топливо #Мнения #Экономика #Павел Журавлев
Подпишитесь