Топливный рынок Луганской республики живет в крайне сложных и своего рода уникальных условиях. С 2014 года многие населенные пункты республики подвергались многочисленным обстрелам, часть топливной инфраструктуры была разрушена. С началом СВО ситуация с безопасностью в ЛНР стала намного лучше: российская армия освободила многие города и села республики от ВСУ. Это не только лишило украинскую армию возможности бить крупнокалиберной артиллерией по мирным жителям Луганска, но и вдохнуло жизнь в населенные пункты вокруг города, люди стали возвращаться в свои дома. Это объективно увеличивает спрос на топливном рынке во всей области.
Конфликт разрушил многие АЗС, а владельцев ряда заправок вынудил свернуть свой бизнес из-за малого числа клиентов и их неспособности регулярно покупать топливо. Однако за последние несколько лет АЗС в ЛНР стало гораздо больше — не столько за счет постройки новых, сколько за счет восстановления заброшенных и разрушенных объектов. В регионе растет численность населения, увеличивается количество машин на дорогах. Жители Луганска, где по главной улице города в 2015–2016 гг. можно было переходить дорогу не глядя на светофор (машин все равно почти не было), сегодня вспомнили, что такое автомобильные пробки.
Чтобы понять, как изменился топливный рынок, какими темпами увеличивается число заправок в Луганской народной республике, что этому мешает, а что стимулирует, «НиК» поговорил с сотрудником одной из крупнейших топливных розничных компаний ЛНР.
По понятным соображениям безопасности в условиях проведения Россией СВО на Украине ряд аспектов снабжения топливом ЛНР, причем не только военных, но даже гражданских объектов, сотрудник компании обсуждать не стал.
По этой же причине он предпочел, чтобы его имя и название компании также остались неназванными.
«НиК»: Как обстоят дела с работой АЗС в ЛНР? Сколько их в городе было до СВО, сколько сейчас?
— Если говорить о Луганске, то сеть АЗС восстановлена практически на 80%. Это касается не только нашей компании, где из 30 работающих до 2014 года заправок не функционирует только 3, но и всех остальных компаний, включая государственную.
«НиК»: А что по области, там такой же темп восстановления?
По области работает сейчас где-то 40% от того, что было до 2014 года. Я бы сказал, что восстановление идет неравномерно. Если в городе уже в 2020-м работали почти все АЗС, то в области все по-иному.
До начала СВО у многих владельцев АЗС было мало стимулов для развития бизнеса: никто не знал, что может случиться с его АЗС в любой момент, а перспективы оценки спроса на топливо были весьма туманны.
Но когда российские войска стали освобождать малые города ЛНР от украинских военных, все резко изменилось. Большая часть запущенных в эксплуатацию АЗС по области как раз пришлась на последние 2 года. При этом у многих заправок поменялись владельцы.
«НиК»: Заправок сейчас больше в городе или по области?
— Однозначно их больше в самом Луганске. Я бы сказал, что примерно 70% АЗС — именно в черте города, а остальные рассеяны по селам, трассам, поселкам и малым городам. Но это вполне нормально для Луганской области. Собственно, такое же соотношение было и до 2014 года.
«НиК»: Какие проблемы возникают в организации работы и запуска новых АЗС чаще всего? Кадров для нормальной работы объектов хватает?
— По кадрам ситуация непростая. Среди работников низшего звена — операторов заправок и обслуживающего персонала — наблюдается «текучка», люди приходят, но быстро уходят. Многие владельцы заправок (причем это касается всех компаний, работающих на топливном рынке ЛНР) постоянно жалуются на нехватку рабочих рук в таком сегменте. Объявлений, предлагающих работу на АЗС в городе и области, очень много. Одна из причин нежелания людей надолго задерживаться на подобной должности — низкая зарплата.
А вот с «высшим звеном» проблем никаких. Инженеров, техников и других высококвалифицированных специалистов хватает. Причем это касается вообще всех компаний, работающих на топливном рынке ЛНР. Я бы даже сказал, что есть определенный избыток такого рода специалистов.
«НиК»: А что насчет оборудования и материалов для запуска новых АЗС и поддержания в нормальном состоянии уже действующих? Всего хватает или есть проблемы?
— В целом с этим никаких особых сложностей нет. А с упрощением таможенного режима все стало еще проще. Когда ЛНР стала частью РФ, оборудование и материалы стали доставлять в Луганск и область намного быстрее. Все, что нам нужно для организации работы действующих АЗС и тех, что сейчас запускаются вновь, у нас есть. Главное, чтобы у компании были средства, а материалы и оборудование, несмотря на боевые действия, доставляются быстро.
«НиК»: Как ЛНР обеспечивается сегодня топливом. Есть перебои с поставками? В ряде российских регионов, к примеру, и без всяких боевых действий возникают такие проблемы.
— У нас с этим все в порядке. Бывают, конечно, сложности, но они ситуативные. К примеру, Аи-95 раз в неделю можно и не найти на какой-либо АЗС… Но достаточно проехать до другой ближайшей заправки, и вы его купите. Такая проблема, как правило, решается за 1-2 дня. В остальное время на любой АЗС можно приобрести любой бензин и ДТ.
«НиК»: Это из-за боевых действий?
— Нет. В большинстве случаев причина — это организация логистики. Причем это касается поставок на АЗС и в Луганск, и в область. Иногда могут привезти топлива с запасом, а иногда наоборот, наблюдаются меньшие по объемам поставки, вызванные задержками из-за попытки договориться о цене.
«НиК»: То есть даже теракты на НПЗ в соседних Воронежской или Ростовской областях не влияют на снабжение ЛНР топливом?
— Не могу вспомнить, когда за последние полтора года у нашей компании или у других была нехватка бензина и дизеля в момент, когда происходили атаки на нефтекомплексы в соседних областях. На нас это вообще не отражается. В этом плане мы «воюем» только с бюрократией, что считается нормальным для отрасли даже в мирное время.
В целом же организация поставок неплохо отработана, особенно учитывая непростую ситуацию на Донбассе. Это не тот случай, когда компании из Луганска пытаются где-нибудь поближе к границе с Ростовской или Воронежской областью закупить бензин или дизель на АЗС, а потом возить их вереницами бензовозов. Имеется ряд поставщиков, есть большое количество хабов внутри ЛНР, куда привозят топливо, а из них оно расходится непосредственно по заправкам. Разумеется, что называть эти нефтебазы и места их расположения я по соображениям безопасности не буду. Конечно, есть случаи, когда владельцы отдельных АЗС завозят топливо из соседних областей сразу на заправку, но их явное меньшинство.
«НиК»: Что со спросом на топливо в ЛНР, растет ли он после начала СВО?
— Если судить по городу, по наполнению его трафиком, то автомобилей на дорогах стало гораздо больше, чем в 2021 году. У нас теперь в отдельных районах Луганска даже пробки появляются. Разумеется, в таких условиях растет объем потребления. На заправках ощутимо больше людей в любое время суток.
В нашей компании растет объем покупок топлива по безналу. Например, у нас есть большой мясокомбинат в городе. Его руководство приходит к нам в начале месяца и покупает, скажем, 2 тонны бензина. После этого мы выдаем сотрудникам мясокомбината специально выпущенные талоны, по которым они выбирают весь этот объем в течение месяца на наших АЗС. Возрождение такой системы происходит по всей ЛНР. Крупные предприятия сейчас все активнее переходят на этот способ закупок, поскольку он упрощает их деятельность в условиях роста.
«НиК»: В области спрос на топливо тоже растет?
— Хоть на трассах, в селах, поселках и малых городах количество АЗС меньше, чем в городе, но покупают бензин и дизель на них гораздо активнее, чем в Луганске. Это особенно видно на примере недавно освобожденных территорий. Когда они находились под контролем Киева, половина АЗС там вообще не работала. После того, как Россия освободила эти территории и на них стали работать мы (впрочем, как и другие компании), открывая заправки, народ повалил на АЗС толпами. Наши «луганские» цены оказались для людей намного ниже, чем украинские. Особенно это было видно на примере Станицы — поселка, находящегося прямо у черты Луганска, который 8 лет контролировали ВСУ. В 2022-м когда мы запустили там в эксплуатацию крупную АЗС, люди стояли в очередях с канистрами, потому как стоимость была почти в 3 раза меньше, чем прежде.
Более того, увеличился автотрафик между малыми городами, что сейчас удерживает спрос на очень высоком уровне, если сравнивать показатели последних 2 лет с отрезком времени между 2014 и 2021 гг.
«НиК»: Что чаще всего приобретают в ЛНР: дизель или бензин?
— Пока не могу точно сказать. На рынке быстро меняется ситуация. Он растет и постоянно видоизменяется. К примеру, до начала СВО (и, кстати, даже до 2014 года) в городе общественный транспорт состоял исключительно из «Газелей» и других небольших авто такого же типа импортного происхождения. Почти все они использовали газомоторное топливо. Весь этот автопарк со временем пришел в ужасное состояние по причине устаревания. Теперь же Россия завезла в город большое число новых автобусов, поэтому соотношение по потреблению разного типа топлива несколько изменилось.
«НиК»: Кстати, а как с поставками газомоторного топлива, ситуация такая же, как и в случае с бензином и дизелем?
— Чуть сложнее. С ним перебои бывают чаще. Но опять-таки повторюсь, речь вообще не идет о дефиците. Ситуации, когда газомоторного топлива нет в нужном количестве на половине заправок Луганска в течение одного или двух дней, случаются раз в 2 недели, иногда немного чаще. Но в целом это не составляет трудностей для владельцев авто или общественного транспорта. Гораздо больше проблем доставляет рост цены на газомоторное топливо.
«НиК»: Стоимость топлива сильно отличается от ценников в соседнем Ростове или Воронеже?
— Отличие есть. В Луганске, к примеру, цена бензина Аи-92 и Аи-95 на 2-3 рубля дороже, чем в Ростове. То же самое касается и Луганской области. По самим АЗС в ЛНР разбег цены, как правило, составляет 1-1,5 рубля. Интересно, что примерно год назад у нас была ситуация, когда стоимость топлива в ЛНР была меньше, чем в соседних Ростовской и Воронежской областях. Однако такая аномалия продержалась меньше трех месяцев.
«НиК»: В России на заправках запрещено продавать алкоголь, как с этим в ЛНР?
— Сейчас у нас это правило соблюдают. По крайней мере, на АЗС крупнейших компаний, включая нашу. Надо признать, что многие владельцы заправок до появления такого правила в Луганске и области зарабатывали на продаже кофе, продуктов питания и алкогольных напитков даже больше, чем на реализации топлива. Не всем собственникам, конечно, хотелось отказаться от такого дополнительного заработка. Но сейчас, повторюсь, закон нарушать желающих особо нет. Если такие случаи и есть, то это крайне «маргинальные» АЗС.
«НиК»: Заправки, которые расположены вне городов, сегодня пользуются популярностью больше, чем в период 2014–2021 гг.?
— Однозначно. Как я уже говорил, трафик между населенными пунктами сильно возрос. Да, у нас до сих пор еще есть что-то вроде таможни на границе с Ростовской и Воронежской областями, однако на нынешних КПП все равно уже не нужно так долго стоять, очереди если и есть, то пройти их можно намного быстрее. За счет этого сильно оживилось движение автомобилей по трассе, связывающей ЛНР с остальной Россией. Очень много топлива стали закупать на АЗС, расположенных вдоль трассы, которая идет из Луганска в Краснодон и дальше на восток. Есть потенциал для спроса на топливо, как и появления новых АЗС, и в иных направлениях. Но это уже зависит от того, как скоро нормализуется ситуация в ДНР и других частях Донбасса.
Подготовил Илья Круглей