Замруководителя Минэнерго Павел Сорокин сообщил сегодня о финальной стадии подготовки документа, запрещающего «серый» экспорт нефтепродуктов. Выступая в Госдуме, он рассказал, что соответствующий проект указа ведомство уже подготовило, сейчас документ согласовывают вышестоящие инстанции. Конкретизируя детали нового указа, Сорокин сказал: экспортировать нефтепродукты теперь дозволено будет только нефтеперерабатывающим заводам.
Сорокин отметил, что экспортная альтернатива по нефтепродуктам сейчас крайне выгодна, что влияет на расцвет «серого» экспорта. Многие недобросовестные участники рынка, в числе которых Сорокин назвал «мелких трейдеров, нефтебазы и т. д.», покупают топливо по внутренним ценам и вывозят на экспорт. Эту практику необходимо срочно прекратить, подчеркнул Сорокин.
Как ни удивительно, но Минэнерго наконец-то предложило относительно действенный механизм для борьбы с дефицитом топлива и высокими ценами на него. Если сейчас те объемы, которые предназначались для внутреннего рынка, идут на экспорт через перекупов, то и российские потребители страдают от недостатка бензина и ДТ, и бюджет РФ платит заводам по демпферу за наполнение внутри России, а топливо идет за рубеж через посредников. Впрочем, ограничение числа экспортеров вызовет свои проблемы, как и любой инструмент госрегулирования, однако для правительства критическая ситуация на топливном рынке сейчас явно приоритетнее.
Напомним, что биржевые цены в России растут с весны: сначала они повышались на фоне заявлений Минфина об урезании в 2 раза топливного демпфера, затем стали расти на прибыльной экспортной альтернативе. Сейчас оптовые цены на бензин и дизтопливо на рекордах, на что жалуются представитель сельскохозяйственной отрасли. Для прекращения «серого» экспорта ведомства изучали разные меры, в числе которых — появление списка спецэкспортеров, лицензирование экспорта нефтепродуктов.