Разберемся в деталях.
На что рассчитывает Министерство энергетики России, когда официально -на совещании Минсельхоза — обещает исправить ситуацию с дефицитом горючего на АЗС и ростом цен на топливо за две недели? Это даже представить невозможно, учитывая, что каких-то кардинальных мер в ведомстве не предложили, а продолжили свои привычные обещания и рекомендации. На совещании в Минсельхозе чиновники от энергетики отбрыкивались от возмущенных аграриев, которые на примерах поясняли, что уборочная страда под угрозой срыва. Поскольку сельхозтехнику нечем заправлять — склады для дизельного топлива в аграрных регионах пусты, на АЗС почти такая же ситуация. Не говоря уже про стоимость ДТ и бензина.
Но Минэнерго пообещало все порешать за две недели. Впору идти к букмекерам и делать ставки на то, что через две недели ничего не изменится. Рекомендации от министерства переводить топливо с экспорта на внутренний рынок — да кто их будет исполнять? Ведь это не закон, а просто рекомендации. А нефть растет на мировом рынке, и плюс с сегодняшнего дня российским нефтяным компаниям снизили демпфер вдвое. Так какие перспективы, что они откажутся от прибыльного экспорта? Практически нулевые. Гениальное обещание министерства больше загрузить работающие НПЗ, пока другие находятся на плановом ремонте. Загрузить теоретически можно, но вот практически — потянут ли они двойную нагрузку? Или тоже встанут на ремонт, не выдержав увеличившегося объема переработки? В общем, одни вопросы. Ответы на них, конечно, есть, но не у Минэнерго…
После обещаний Минэнерго хочется все же услышать, какие есть реальные меры по исправлению ситуации с топливом в России? Ряд ведущих экспертов в ТЭК высказали свое мнение, которое сошлось во многих точках. Одна из самых главных — расторгнут договор нефтяных компаний с государством. Ведь как было дело. Джентльмены договорились: государство предоставляет компенсационные или демпферные выплаты нефтяникам, чтобы они самостоятельно удерживали рост цен на топливо, не превышая уровень инфляции. Вроде пришли к соглашению, ударили по рукам. С 2019 года этот джентльменский договор работал, и все было более-менее нормально. Но в июле текущего года государство урезало компенсационные выплаты в два раза. И что теперь делать нефтепереработчикам? Их уже ничего не связывает, договор нарушила другая сторона, поэтому цены на топливо полетели вверх стремительным домкратом.
В США, кстати, бензин тоже подорожал. И там в этом виновато тоже государство, которое не то, чтобы нарушило договор с бизнесом, а просто вело неумную политику в отношении энергетики. Поддавшись общему хайпу на антикарбоновую повестку экологов, Джо Байден начал проводить политику внедрения ВИЭ в энергетику Америки. Но эта отрасль — дело непростое и не сразу действующее. Под сурдинку снижения выбросов СО2 в атмосферу в США сократили количество мощностей по переработке нефти. Ну, мол, зачем нам НПЗ, если у нас все море будет заставлено ветрогенераторами? Однако море ими до сих пор не заставлено, а стратегический запас нефти страны, его большая часть, выбрасывалась на рынок стариной Джо, чтобы не допустить роста цен на нефть и, соответственно, на бензин.
Потому, когда начался скачковый рост цен на нефть на мировом рынке, Байден внезапно оказался у разбитого корыта: мощностей НПЗ не хватает для насыщения внутреннего рынка топливом, стратегический резерв скорее пуст, а цена бензина поднялась до $3,83 за галлон. А ведь у Байдена на носу выборы. И, как точно подметил один журналист, в США об инфляции и падении рейтинга президента у избирателей громче всего кричат таблички с ценами на автозаправках.
Впрочем, вернемся в Россию. Что же рекомендуют опытные эксперты нефтегаза, чтобы успокоить взбесившиеся цены на топливо? Большая часть опрошенных, не сговариваясь, назвала ключевое слово «акцизы». С 2015 года акцизы на бензин и ДТ в России выросли втрое. Их снижение хотя бы до уровня 2015 года сразу бы уменьшило стоимость бензина на АЗС и другие издержки. Но это ведь минус к наполнению бюджета… А бюджет у нас сейчас не в самом лучшем состоянии, потому правительство решило, что его наполнение важнее. Поэтому топливный рынок внутри страны отпустили на вольные хлеба — чем-то же приходится жертвовать. Как дальше будет развиваться ситуация, покажет время. Очень хочется надеяться, что в правительстве не последуют дурным просьбам из народа ввести государственное регулирование и фиксированные цены на топливо, поскольку это будет гарантированный коллапс.
Хороших вам выходных!