Posted 1 сентября 2023, 09:46
Published 1 сентября 2023, 09:46
Modified 1 сентября 2023, 09:53
Updated 1 сентября 2023, 09:53
С сегодняшнего дня в силу вступают два новшества, которые обязательно повлияют на российский топливный рынок. Причем одно из них повлияет положительно, а второе — ровно наоборот, и негативное нововведение может полностью перебить эффект от позитивного.
С сегодняшнего дня увеличиваются нормативы биржевых продаж бензина и дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). До сегодняшнего дня нормативы составляли 12% от производства бензина и 8,5% от производства дизельного топлива. И вот теперь эти нормативы повышены! На целый процент! По бензинам — до 13%, по дизелю — до 9,5%.
Увеличение нормативов — вещь положительная: отрасль взывала к регуляторам и просила повысить нормативы несколько лет. Вот только размеры повышения мизерны и вряд ли снизят стоимость топлива на бирже и помогут побороть дефицит. Поскольку, например, «Роснефть» продает на бирже около 30% производимого топлива. А в июле этого года практически весь бензин 5 класса «Роснефть» продала через биржу. На рынок больше влияют высокий спрос, ремонты НПЗ и обширный экспорт топлива. Поэтому в условиях космических темпов роста цен на топливо увеличение нормативов на 1% напоминает лечение обширной раны методом прикладывания подорожника.
А вот второе нововведение, вступившее в силу сегодня, окажет более серьезное влияние на рынок. Причем негативное.
С 1 сентября вступает в силу закон о сокращении демпферных выплат нефтяникам.
Напомним, демпфер был введен в 2019 году как мера борьбы с ростом цен на топливо. Он предусматривает выплаты нефтяным компаниям из бюджета тогда, когда цены на нефтепродукты на внешних рынках выше, чем на внутреннем. Это стимулировало нефтяные компании все же продавать топливо в России, а не везти на экспорт.
Теперь выплаты будут сокращены в 2 раза. При этом на ФАС возложена задача следить, чтобы цены на нефтепродукты не росли.
Чувствуете логику? Демпфер с выплатами ввели 5 лет назад в момент ценового кризиса, чтобы цены не росли. А теперь, во время очередного витка цен, его уполовинили. А следить за соблюдением ценовых уровней будет ФАС, которая на протяжении всего лета 2023 года призывала нефтяников сдерживать цены на топливо, но ее никто не слушал.
А цена на топливо в свою очередь бьет на бирже рекорд за рекордом. Потребители (транспортники, сельхозпроизводители) обращаются к регуляторам с предложениями ограничить экспорт топлива или ввести госрегулирование цен на бензин и дизель на внутреннем рынке.
Регуляторы в ответ производят «словесные интервенции» с требованием к нефтяникам сдерживать цены и увеличить производство, а также угрожают списками уполномоченных экспортеров нефтепродуктов.
А цены, не реагируя на угрозы, упорно лезут вверх.