Posted 1 сентября 2023,, 13:17

Published 1 сентября 2023,, 13:17

Modified 1 сентября 2023,, 13:56

Updated 1 сентября 2023,, 13:56

Налоговый маневр и демпфер требуют отмены

1 сентября 2023, 13:17

Отмена налогового маневра и корректировки демпфера снизит цены на топливо

Что действительно нужно сделать, чтобы снизить цены на бензин и дизель, объяснили эксперты

С 1 сентября работа топливного рынка России поменялась: нормативы биржевых продаж нефтепродуктов на бирже выросли на 1%, а выплаты нефтяным компаниям по демпферу сократились в 2 раза. Может ли это как-то помочь решить проблемы с ростом цен и обеспечением ГСМ — скорее всего, не сможет. Но что-то делать надо!

Напомним, что отрасль давно просила повысить биржевые нормативы, но размеры их увеличения несоизмеримы с запросами. Многие компании и так поставляли на биржу больше, чем положено. Например, крупнейшая российская НК — «Роснефть» — продает на бирже около 30% производимого топлива. Более того, в июле этого года практически весь бензин 5 класса компания продала через биржу. Но цены все равно растут, и уже не только на бирже.

Демпфер, который теперь уже сокращен в два раза, крайне негативно скажется на топливном рынке. Получается, что нефтяников обманули, и они это хорошо понимают. Отметим, что следить за соблюдением ценовых уровней будет ФАС, которая на протяжении всего лета 2023 года призывала нефтяников сдерживать ценники, но ее никто не слушал. «Словесные интервенции», увы, не помогают. Договор правительства с НК по топливному рынку, который был заключен в 2018 году, расторгнут, цены, не реагируя на угрозы, упорно лезут вверх.

В связи с этим «НиК» решил задать отраслевым экспертам два извечных российских вопроса: кто виноват и что теперь с этим делать.

Демпфер — это ненормально

Кирилл Родионов, независимый эксперт:

«Ключевая причина нынешнего роста оптовых цен на топливо, которые транслируются в розницу, заключается в пересмотре демпфирующего механизма. Согласно этим новым правилам, вступившим в силу с 1 сентября 2023 года, коэффициент, учитывающий разницу между фактической экспортной ценой и индикативной внутренней ценой, установлен в размере 0,5%, из-за этого выплаты по демпферу сокращаются вдвое от того объема, который нефтяники получали по старой формуле.
Причем планы по урезанию демпфера начали обсуждаться еще весной текущего года, а официальный документ был принят в июле. В отрасли это было воспринято как нарушение правил игры. С 2019 года в ней действовало негласное условие, что НК получают субсидии из бюджета в обмен на обязательства удерживать цены на топливо в пределах инфляции. Это условие соблюдалось в 2019, 2020 и в 2022 годах. Исключением был постковидный 2021 год, когда под влиянием восстановления спроса прирост цен на бензин и дизель несколько опередил темпы инфляции.
Сейчас нефтяные компании не считают необходимым придерживаться договоренности о том, что цены на бензин и дизель растут не быстрее, чем темпы инфляции. Это приводит к тому, что нефтяники пытаются максимизировать маржу, заранее понимая, что та часть маржи, которая связана с демпфером, у них будет сокращаться. При этом рост цен на бирже не противоречит законодательству. Так, статья 200 Налогового кодекса РФ предполагает, если среднемесячная биржевая цена бензина Аи-92 превышает индикативную цену на 10%, то нефтяники лишаются выплат по демпферу, для ДТ эта разница составляет 20%. Сейчас мы видим, что цены на бирже повышаются выше этого порога, а потом отыгрывают назад. Затем, после небольшой коррекции в рознице, в оптовом сегменте стоимость топлива вновь растет.
Для исправления данной ситуации отрасли де-факто нужен новый регуляторный консенсус, который бы предполагал повышение нормативов биржевых продаж в обмен на резкое сокращение топливных акцизов. Я напомню, что с 2015 года акцизы на бензин и дизель пятого класса выросли почти втрое. Это отразилось на издержках НПЗ. Считаю, что нужно сокращать акцизы к уровню 2015 года, но при резком повышении норматив биржевых продаж.
С 1 сентября нормативы повысились: по бензину — с 12% до 13%, по ДТ — с 8,5% до 9,5%. Но это небольшое повышение ничего не даст. Биржевые нормативы по бензину должны составлять 50%, а по дизелю — 33%, только тогда у независимых АЗС будет более высокая доступность к ГСМ, а у крупных сетей меньше возможностей для завышения цен без угрозы потери рынка. Это приведет к снижению оптовых цен.
Кроме того, мне кажется, что новый регуляторный консенсус должен содержать поэтапный отказ от демпфера. Демпфер на самом деле никакой компенсацией экспортной альтернативы не является. Это всего лишь формула, по которой считаются субсидии нефтяникам за то, что они удерживают цены в границах инфляции. Если будет высокий норматив по биржевым продажам, цены будут находиться в пределах инфляции без каких-либо дополнительных стимулов со стороны регуляторов.
В реальности это ненормально, когда нефтепереработка получает 2 трлн рублей субсидий только по демпферу, не считая обратного акциза и инвестиционной надбавки за модернизацию мощностей. Если сложить все эти три вида субсидий, получается, что в прошлом году нефтяники получили из бюджета 3 трлн рублей.
Ненормально, когда нефтепереработка, которая должна нести „золотые яйца“, становится реципиентом получения средств из бюджета. То есть нужно сильно менять регулирование, в противном случае проблемы с бензином продолжатся еще очень долго».

Налоговый маневр требует отмены

Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер»:

«В сложившейся ситуации виноват Минфин. Для выхода из топливного кризиса нужно отменить налоговый маневр».

Дефицит бюджета важнее топливного рынка

Игорь Юшков, аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:

«На топливный рынок повлияло сразу несколько факторов. В последние три года спрос на ГСМ летом повышается больше, чем до 2020 года. Это связано с ростом внутреннего туризма. То есть россияне начали больше путешествовать на своих машинах, это подняло популярность не только дизеля, но и бензина, в том числе и Аи-95. Кроме того, сейчас НК пытаются наверстать упущенные прибыли за прошлый год, когда рост инфляции сильно опередил рост стоимости топлива. Например, ДТ тогда повысилось в цене всего на 1% при инфляции в 12%. Сейчас компании пытаются компенсировать не проиндексированные цены прошлого года.
Кроме того, им не приносит оптимизма и решение правительства снизить демпфер в два раза, поэтому они не хотят закрывать выпадающие доходы исключительно своей рентабельностью. Вместо этого они повышают цены на свою продукцию.
При этом у государства есть множество инструментов, чтобы сдерживать рост цен в опте и рознице: корректировка демпфирующего механизма, снижение акциза, что сразу понизит стоимость нефтепродуктов на АЗС, и прочие налоги. Но на другой чаше весов находится российский бюджет, поскольку при снижение налогов его наполняемость падает. Сейчас правительство приняло решение именно в пользу исправления ситуации с дефицитом бюджета, но в ущерб топливному рынку».
"