Posted 31 августа 2023,, 16:53

Published 31 августа 2023,, 16:53

Modified 31 августа 2023,, 16:55

Updated 31 августа 2023,, 16:55

Вечерние эмоции «Нефти и Капитала»: танкеры, провал декарбонизации и кто давит рубль

31 августа 2023, 16:53
Павел Журавлев
Почему теневой танкерный флот поможет Польше, как в Европе проваливается антиуглеродная повестка и из-за чего рубль может покатиться вниз еще быстрее — далее.
Сюжет
ОПЕК

Порожняк гонять не будут

Россия продлит снижение объемов экспорта нефти на мировые рынки. Это вопрос уже решенный: правительство договорилось с ОПЕК+ сегодня. Об этом президенту РФ Владимиру Путину доложил на совещании курирующий нефтянку вице-премьер Александр Новак. Что отсюда вытекает? Во-первых, цены на нефть явно будут постепенно расти — это законы экономики. А во-вторых, как ни странно, рост цен из-за снижения экспорта РФ пойдет на пользу… Польше. Сейчас поясним, в чем тут хитрый план.

После введения потолка цены на российскую нефть от «Большой семерки» образовалась интересная ситуация: судовладельцы, которые согласились перевозить нефть из России импортерам в Азию, столкнулись с эффектом «мертвого фрахта» — назад после выгрузки в Индии зачастую приходится идти порожняком. Причина в боязни нефтекомпаний фрахтовать суда, которые перевозят российскую нефть, из-за западных санкций. И это серьезно бьет по карману судовладельцев, увеличивая их расходы. И тут не растерялась Польша: рассчитав все плюсы и минусы, она начала фрахтовать танкеры на обратную дорогу в Европу, заливая их нефтью из Саудовской Аравии для последующей продажи с выгодой соседям по ЕС. Убиваются два зайца: обрадованные судовладельцы, которые избавились от «мертвого фрахта», дают полякам хорошую скидку на услуги транспортировки, а те подсчитывают барыши. Польская нефтекомпания Orlen уже заключила договоры фрахта на 10 судов, которые транспортируют российский Urals в Индию и другие азиатские страны. При этом Orlen на голубом глазу заявляет, что санкции он не нарушает и в экспорте российской нефти не участвует. Что формально даже является правдой.

Параллельно с Польшей на важность морских перевозок обратили внимание и казахстанцы: они закупают себе суда, расширяя танкерный флот на Каспии и в Черном море. Какие долгоиграющие мотивы на покупку судов у Казахстана — покажет время, однако уже сейчас декларируется, что с их помощью РК сократит военные риски от перекачки нефти в Новороссийск по трубопроводу КТК. Время покажет.

Я твой рубль шатал

На фоне заявлений Александра Новака о планах российских нефтегазовых компаний избавиться от иностранных акционеров — речь про ЛУКОЙЛ, конечно, — аналитики Сбера зачуяли недоброе, о чем честно предупредили. Такие инициативы, с которыми первым выступил ЛУКОЙЛ, могут сильно надавить на курс национальной валюты, то есть курс рубля. Ему и сейчас не очень хорошо, а если правительство разрешит вывод $5 млрд (по оценкам SberCIB) за границу в качестве платы импортным акционерам за ценные бумаги, то рубль похромает вниз ускоренными темпами. Так это только ЛУКОЙЛ, а общая сумма всех желающих расплатиться с иностранными акционерами достигает по оценкам аналитиков Сбера, $10 млрд. В Сбере считают, что некоторые нефтяные компании, если правительство даст «добро» на «деиностранизацию» акций компаний, могут снизить объемы продаваемой валюты от экспортной выручки. А ведь выброс на рынок валюты экспортерами через Мосбиржу поддерживает рубль в более-менее приличном состоянии. Поэтому угрозы со стороны нефтяников курсу рубля к недружественным валютам вполне себе реальны. Посмотрим, что решит правительство в этой непростой ситуации.

Декарбонизация трещит по швам

На фоне многочисленных сигналов из разных стран мира о провалах в различных направлениях антиуглеродной повестки особенно ярко выступило руководство европейского энергогиганта Shell. Руководителю компании Ваэлю Савану хватило шести месяцев в кресле руководителя нефтяной компании, чтобы понять, что грандиозные планы Shell по декарбонизации своего производства просто неосуществимы. Еще бы, тратить по $100 млн в год на сомнительные проекты — бессмысленное расходование средств. По своим затратам это был самый масштабный корпоративный проект в мире по предотвращению глобального потепления. Однако «выхлоп» от него получился гораздо меньше, чем объемы выбросов СО2 в атмосферу. Потому без лишней помпы Shell решила его свернуть и прямо заявила, что рассчитывает получать основную прибыль от нефти и газа. А каких-либо антиуглеродных действий взамен не планирует. Так бывает довольно часто — такие милые, на первый взгляд, проекты разбиваются о сухой и твердый калькулятор, когда сравниваются затраты и полученный результат…

Хорошего вам завтра!