Posted 30 августа 2023, 15:54
Published 30 августа 2023, 15:54
Modified 30 августа 2023, 15:54
Updated 30 августа 2023, 15:54
Недавний доклад экспертов предсказывает в 2023–2032 годах среднегодовой прирост спроса на литий в Китае только за счет электромобилей на 20,4% в год. Тогда как поставки металла в КНР будут прирастать всего на 6% в год в тот же период, и такие темпы не смогут удовлетворить даже одну треть прогнозируемого спроса.
Китай является одним из трех крупнейших рынков электромобилизации наряду с США и Европой. По мнению аналитиков Rystad Energy, глобальные продажи электромобилей к 2030 году вырастут до 30 млн машин в год с 13,8 млн электрокаров в текущем году. Ближе к концу этого десятилетия мировые цепочки поставок аккумуляторов пострадают от дефицита лития. Согласно оценкам Всемирного экономического форума, мировой спрос на этот металл превысит 3 млн тонн к 2030 году. Deutsche Bank прогнозирует к концу 2025 года «скромный дефицит» примерно в 40-60 тыс. тонн эквивалента карбоната лития, но к концу 2030 году этот показатель составит 768 тыс. тонн.
Согласно оценкам Rystad Energy, запуск в промышленную эксплуатацию новых литиевых рудников и разведочные проекты поддержат растущий спрос. В настоящее время «сотни литиевых проектов» находятся на стадии разведки, но сложность геологии и трудоемкий процесс получения разрешений на их разработку по-прежнему создают проблемы, считают в норвежской аналитической компании.
По данным Refinitiv, в настоящее время в мире функционирует 101 литиевый рудник. Объемы поставок лития вырастут на 30% и 40% в 2023 и 2024 годах соответственно, а горнодобывающие компании продолжат развивать как существующие, так и новые литиевые проекты на фоне «глобального стремления к электрификации транспорта». Дефицит на рынках, по мнению аналитиков Refinitiv, возможен лишь к 2028 году. Однако региональный дисбаланс в поставках неизбежен не только в Китае. Горнодобывающие и перерабатывающие мощности в США и Европе не смогут справиться с задачей устранения и предотвращения дефицита лития, а также с растущим спросом на аккумуляторы для электромобилей. Цены на литий в ближайшие годы могут взлететь до исторического максимума, зафиксированного в 2022 году, что приведет к увеличению затрат на производство аккумуляторов. В ноябре 2022 года стоимость карбоната лития выросла до рекордного уровня в 600 тыс. юаней за тонну, что более чем в 12 раз превышает показатель января 2021 года.
Напротив, Wood Mackenzie прогнозирует на ближайшие годы избыток предложения на рынке лития. Однако продолжающийся рост спроса и очень небольшое количество проектов, запущенных в эксплуатацию в начале 2030-х годов, приведут к дефициту предложения. Основные риски на литиевом рынке связаны с задержками ввода в эксплуатацию новых проектов и задержками в выдаче разрешений на запуск новых.
По информации CNBC и компании Piedmont Lithium, от первого открытия до полноценной эксплуатации литиевых рудников обычно требуется 10 лет и больше. Согласно прогнозам, давление ограниченных поставок на цены на литий сохранится на долгие годы.