Posted 29 августа 2023,, 16:20

Published 29 августа 2023,, 16:20

Modified 29 августа 2023,, 16:22

Updated 29 августа 2023,, 16:22

Вечерние эмоции «Нефти и Капитала»: Костыль биржи, недостаток СУГ и недовольство ФРГ

29 августа 2023, 16:20
Павел Журавлев
Нет полной уверенности, но, видимо, биржевики договорились с нефтяниками, не стоит рубить СУГ в России, немецкому бизнесу энергопереход не перешел. Подробнее об этом далее.

А теперь СУГ…

Не успели еще остыть эмоции по поводу горючего на АЗС, как тут новая напасть. Бензин и дизтопливо у нас производят много и всех удовлетворяют, мы помним откровения Минэнерго. Но теперь начал отмечаться недостаток СУГ, или пропана-бутана, если более понятным языком. На газовых заправках нескольких регионов России сжиженный углеродный газ, который используется в качестве топлива для автомобилей, или пропал, или просто заправки закрыты.

В качестве виновных опять сделали РЖД. И сейчас это не смешные поезда с туристами, которые заняли все свободные рельсы. Тут уж напрямую владельцы АГЗС напрямую обвиняют РЖД в задержке прихода цистерн с СУГ. У РЖД объяснения причин задержек внятных нет, владельцы АГЗС собираются обратиться в ФАС, чтобы там сказали «фас!» проверяющим и спустили их на РЖД.

Действительно, почему в конце лета с железнодорожным транспортом что-то случилось? И почему случилось в сегменте, на который завязано топливо? Скажем честно, мы вполне хорошо относимся к туристам-отпускникам, но вот про задержки или, не дай бог, простои пассажирских поездов как-то новостей нет. Значит, может РЖД навести порядок в каком-то своем секторе? А что ж не поучается с цистернами для газа или бензина?

Правда, более рассудительные товарищи объясняют, что многое зависит от ремонтов на НПЗ. Например, Астраханский газоперерабатывающий завод (даже не нефте-!), который не работал все лето и вот только запустил производство, теперь покроет потребности Астраханской области.

Может и так, но все лето, в разгар ремонтов, недостатка пропана-бутана мы не ощущали, а вот теперь — пожалуйста… Так что вся надежда на ФАС.

Биржевой ход навстречу

Интересный ход мы пронаблюдали со стороны Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Они ограничили дневной рост цены топлива на торгах с 1% до 0,5%. Казалось бы, что такого? Обычные регуляторные вещи в торгах. Интересно другое: почему они не проводили такие изменения раньше, когда биржевая цена на топливо гуляла, как по буфету?

Ларчик просто открывался: конец августа — время, когда нефтекомпании должны получить от государства демпферные выплаты. Или не получить после августовских скачков цены на топливо, что предусмотрено оговоркой об максимальной отсечке для цены в законе о топливном демпфере. И так бы и произошло, если бы потолок изменения цены остался на уровне 1%. Тогда бы среднемесячная цена превысила уровень отсечки выплат, и 200 млрд рублей выплат не дошли бы до нефтепереработчиков. Но — о, чудо! Очень своевременно биржа снижает ограничения для, по ее словам, «охлаждения рынка» и большего доступа покупателей к нефтепродуктам. Намерения, конечно, благие. Но как-то очень странно все это выглядит… Уж нет ли тут какой договоренности между биржей и нефтяниками? 200 ярдов — куш хороший. Не знаю что могли пообещать биржевикам нефтяники, но выглядит уж очень все прозрачно, и бенефициары понижения потолка цены на дневных торгах заметны невооруженным взглядом. Убедиться, так это или нет, мы сможем в сентябре. С первого числа, напомню, вступает в силу урезание демпфера на 50%. Что тогда сможет изменить в правилах торгов биржа, чтобы нефтепроизводители получили хоть эту половину, посмотрим.

Дело — труба

Декарбонизация энергетики в Германии трещит по швам и разваливается на глазах. Европейские ветер и солнце пока не могут заменить закрытые по всей стране атомные электростанции и дешевый трубопроводный газ из России. Об этом свидетельствуют результаты опроса среди немецких компаний, который провела Торгово-промышленная палата ФРГ. Больше половины компаний к реформам, направленным на энергетический переход от ископаемых источников энергии к ВИЭ, относится отрицательно. Нет, в душе они, может, и за чистый воздух и против глобального потепления. Но это же в перспективе, а сейчас пачка счетов за энергию и спад производства из-за энергокризиса — это ближе. В энергоемких отраслях Германии негативное влияние ощущают все 75% компаний.

И ведь не поспоришь с теми, кто ощущает это на собственном кошельке. Призрак рецессии если еще не бродит по Европе, то уже подкрадывается довольно уверено. Эксперты прогнозируют его появление уже в четвертом квартале текущего года. А ветряки и гелиосистемы так и не спасают ситуацию. Не зря же все громче звучат голоса, которые предлагают починить и восстановить «Северный поток» для поставок дешевого российского газа.

И да, кстати, хорошо бы провести полное и тщательное расследование: кто же все-таки его взорвал? А то без этого, боюсь, цена газа в нем не очень устроит немцев…

Хорошего вам завтра!