Posted 28 августа 2023,, 10:51

Published 28 августа 2023,, 10:51

Modified 28 августа 2023,, 10:53

Updated 28 августа 2023,, 10:53

Время «заматывать шланги»

28 августа 2023, 10:51

От дефицита топлива страдают потребители и независимые продавцы

В ряде регионов наблюдается дефицит топлива, сильнее всего от него страдают потребители и независимые продавцы.

Коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьев заявил ТАСС, что многие сети АЗС, принадлежащие ВИНКам, уже торгуют топливом по цене ниже оптовой. При этом он уточнил, что заправки, не относящиеся в ВИНКам, не могут себе позволить так вести бизнес, они вынуждены поднимать розничные цены. В результате топливо на независимых АЗС стоит дороже, поэтому часть переезжает на АЗС ВИНКов. Соловьев уточнил, что у нефтяных компаний стоимость одного литра топлива на 3-4 рубля дешевле.

Стоит отметить, что данная ситуация складывается из-за резкого роста цен на ГСМ в оптовом сегменте. 25 августа впервые в истории Аи-95 перешагнул планку в 72 тыс. рублей за тонну, а дизель стоил 66,7 тысяч рублей за тонну.

В ситуации нехватки предложения и роста биржевых цен положение независимых АЗС всегда становится более уязвимым, чем заправок, относящихся к нефтяным компаниям. Из-за собственно нефтепереработки ВИНКи могли сдерживать цены в рознице. У независимых такие возможности отсутствуют, хотя они составляют важную частью топливного рынка страны. Напомним, что независимые заправки очень часто работают в таких местах, в которых АЗС нефтяных компаний работать не хотят. Но сейчас частники уже готовы «заматывать шланги», поскольку функционировать себе в убыток позволить не могут. Ведь они не имеют права повышать стоимость топлива на своих заправках выше инфляции, а соревноваться по стоимости топлива с ВИНКами им не под силу.

При этом бирже инфляция не указ, там цены могут себя не ограничивать. Однако на фоне рекордного роста стоимости оптовых партий топлива регионы начали жаловаться на дефицит. Одними из первых забили тревогу в Калмыкии. 25 августа Алтайский топливный союз уже предупредил о надвигающемся дефиците топлива в Сибири. 28 августа поступила информация и о проблемах с топливным обеспечением в новых регионах — Самарской, Тамбовской, Липецкой областях.

«НиК» поинтересовался, что думают о сложившейся ситуации участники рынка. По их информации, пока проблема с обеспечением топлива не решается, единственным положительным моментом стал тот факт, что доставка ГСМ по железной дороге начала осуществляться немного лучше. Однако нехватка топлива присутствует, особенно Аи-95 и дизеля. В частности, в Саратовской области на независимых АЗС может уже неделю отсутствовать Аи-95. На станциях ВИНКов данное топливо также отпускается с перебоями, но более кратковременными. Вторым по дефицитности идет дизель, который отсутствует на некоторых заправках из-за проблем с логистикой.

При этом совладельцы ряда АЗС региона уже неделю не могут купить на бирже Аи-95 и ДТ, поскольку спрос на эти вида топлива 300 вагонов, а продается 100 вагонов по максимальной цене. То есть спрос кратно превышает предложение, и неизвестно, в чем причина дефицита.

Эксперты уже давно указывают на несколько проблем, которые, по сути, никто решать не собирается, так как все ждут конца лета и сокращения спроса на топлива. Между тем серьезные задержки поставок ГСМ, вызванные перегрузкой железнодорожных путей, остаются. Ремонты НПЗ, которые не согласовываются с участниками рынка, все еще идут. К этим проблемам прибавилась еще и экспортная конъюнктура: в настоящее время из-за ослабления рубля и высокой стоимости топлива на внешних рынках, ГСМ выгоднее экспортировать.

Ну и конечно же демпфер, выплаты по нему НК уже упали и резко снизятся в сентябре из-за изменений самого демпферного механизма. То есть у нефтяных компаний может появиться дополнительный стимул не снабжать внутренний рынок топливом.

"