Posted 23 августа 2023, 16:12
Published 23 августа 2023, 16:12
Modified 23 августа 2023, 16:15
Updated 23 августа 2023, 16:15
Вот скажите, если вы живете в центре пустыни Сахара, Гоби или любой другой, где солнце нещадно жарит круглый год, какой прибор для дома вы не купите никогда? Правильно, домашний солярий. Тем более если он еще и будет питаться от сети, а не от солнечных батарей, например. Более идиотской покупки представить нельзя. Но не все так просто в нашей сложной жизни, есть в ней место удивительным парадоксам!
К примеру, норвежской компании Equinor ситуация с солярием не кажется глупой. Более того, адаптировав идею под свои северные условия, они решили построить большие плавучие ветрогенераторы для обеспечения электричеством… своих буровых по добыче нефти и газа! Сама благая идея, которая в Европе приняла форму госполитики, подразумевает сокращение использования ископаемого топлива до ноля, заменяя его на ветро- и гелиоэлектростанции.
Но оцените красоту маневра норвежцев: учитывая, что на данном этапе цена выработки ветровой электроэнергии значительно превышает выработанную на обычных газовых или мазутных электростанциях, несложно догадаться, что затраты на добычу нефти и газа за счет ветра возрастут. Что, конечно же, скажется на цене для потребителей. Но Equinor же будет в прибыли, потому им все равно.
Нет, можно, конечно, порассуждать, что пока норвежцы закончат строительство ветряков, технологии уже шагнут вперед, и ветроэлектричество подешевеет. Но нам такая перспектива кажется маловероятной в ближайшее время. Так что ископаемое топливо от Equinor вполне скоро пойдет вверх в цене в относительной временной перспективе.
Случился ожидаемый и очень неприятный для России момент. Впрочем, неприятным он станет не только для РФ. Смысл в чем: страховые компании подняли тариф за «военные риски» с 1% до 1,25% от стоимости груза.
Понятно, чем это вызвано — заявлениями Украины, которая пообещала рассматривать все суда, идущие из портов или в порты России, перевозящими военные грузы, а значит, считает их законными военными целями. Правда, подобное же заявление сделало МО РФ в отношении украинских портов и судов, туда направляющихся… Но заявления — заявлениями, а реально страховщики взвинтили цены после атаки украинскими дронами на российский танкер «Сиг» и подъемом вооруженного десанта российских моряков на борт сухогруза, который под флагом Палау шел себе в украинский порт Измаил.
Симметричные действия, как любят говорить политики, симметрично отразились на настроениях страховых компаний. Теперь транзит всего, особенно нефти, через Черное море подорожает. И причем не только для России, хотя есть утверждения участников рынка, что «военные риски» подняли только судам, следующим из российских портов.
В принципе, громкие заявления военных и особенно их лихие, но малоэффективные действия никогда к хорошему не приводят.
Если рассматривать самые негативные сценарии, то вот сейчас Эрдоган прилетит в гости к Владимиру Путину. Не в гости, конечно, а обсуждать продление зерновой сделки. А Путин заупрямится и откажет. А Эрдоган возьмет и закроет пролив Босфор для российских танкеров. Не пустил же в прошлом году военные корабли ВМФ России, так что мешает ему затормозить танкеры? Такая вот эскалация тарифов и политических рычагов давления…
Чем отличается Суэцкий канал от Панамского? Так все просто: представьте себе четырех полосный автобан и двухполосную дорогу в городских закоулках. Ситуация с трафиком и поведением водителей на автобане и узкой двуполоске абсолютно разная, это знают все, кто ездит за рулем.
Так вот Суэцкий канал — это своего рода автобан, где суда гоняют с хорошей скоростью и даже упражняются в дрифте. А вот Панамский, неширокий и уже не сильно глубокий из-за жары ручеек, позволяет чинно и неторопливо стоять в пробках по восемь суток, ожидая очереди медленно проплыть из одной части света в другу. То ли дело Суэц — красота! Широкий настолько, что судно Burri с Каймановых островов, внезапно передумав двигаться вперед, начало разворот на месте, невзирая на размеры. Но Burri как-то не рассчитал, что идущий впереди него СПГ-танкер BW Lesmes под управлением сингапурской команды, вдруг потерял управления и остановился. Ну, остальное понятно — дрифтер «поцеловал» внезапно затормозившего собрата, и в сцепке они перекрыли канал. Отсюда мораль: Панамский канал надежнее, хоть и дольше. А двигаясь в Суэцком, стоит помнить о внезапных поломках и у тебя, и других участников движения. Впрочем, участников аварии быстро растащили буксирами, сейчас судоходство там уже восстановлено.
Хорошего вам завтра!