Posted 17 августа 2023,, 07:55

Published 17 августа 2023,, 07:55

Modified 22 августа 2023,, 17:47

Updated 22 августа 2023,, 17:47

Три наиболее перспективных технологии для транспорта в России назвали эксперты

17 августа 2023, 07:55

Для массового перехода транспорта на СПГ России нужно более 700 млрд инвестиций

Три наиболее перспективных технологии для российского транспорта назвали эксперты экс-McKinsey, СПГ — одна из них, причем не самая привлекательная

У России есть шанс слезть с «бензиновой иглы»: эксперты «Яков и партнеры» (ранее российский офис McKinsey) назвали три наиболее перспективные топливные технологии для транспорта из тридцати рассмотренных: литий-ионные батареи, твердооксидные топливные элементы на метане и, собственно, сжиженный природный газ.

Важно, что эксперты оценивали эффективность новых технологий для наземного (колесного и рельсового), а также водного транспорта по критерию стоимости владения на протяжении всего жизненного цикла (total cost of ownership, ТСО).

Наиболее перспективным для автомобилей эксперты видят транспорт на твердооксидных топливных элементах (ТТЭ). В РФ достаточно цветных металлов, есть научная и инженерная база для серийного производства ТТЭ, а недостающая технология Metal Supported Cell уже разрабатывается. К 2030 году ТСО такого автомобиля будет на 15% ниже, чем у авто с ДВС. Более того, к тому времени Россия может стать экспортером подобной продукции.

Литий-ионные батареи для авто — тоже реальная перспектива. Через 7 лет, к 2030 году, ТСО батарей Li-Ion будет вполовину ниже, чем у авто на дизельном топливе, а у легковых электромобилей ТСО наполовину ниже, чем у авто с ДВС, было уже прошлом году. Правда, для массового внедрения электромобилей к 2030 году на основе их «дешевизны» на протяжении жизненного цикла необходим ряд условий, в частности улучшение химсостава батарей, организация их повторного применения, улучшение процесса их производства.

Что же касается СПГ, то для его массового внедрения в качестве топлива для наземного транспорта необходимы инвестиции более 700 млрд рублей, в том числе в развитие сетей газовых заправок. Так что пока эксперты видят целесообразность в применении СПГ для спецтехники (очевидно, подразумевая, что она работает недалеко от организованной заправки).

Также эксперты рассмотрели водородное топливо: экономически его использование оправдано при стоимости самого водорода в диапазоне $1,5-2 за килограмм. Это возможно, но только около мест производства H2 — эксперты указывают радиус 200-300 км от водородных установок. Впрочем, сбрасывать водород со счетов не надо — в нем большой экспортный потенциал, особенно в страны, которые делают ставку на H2-технологии, например, Китай, Япония и Южная Корея.