Posted 11 августа 2023,, 12:04

Published 11 августа 2023,, 12:04

Modified 11 августа 2023,, 12:04

Updated 11 августа 2023,, 12:04

Дизельные прыжки на бирже: взята планка в 64 тысячи рублей за тонну

11 августа 2023, 12:04

Дизельное топливо на бирже превысило в цене 64 тысячи рублей

Вторую неделю подряд стоимость ДТ держится на исторических максимумах

Биржа — место для рекордов! С таким антилозунгом живет все лето топливный рынок, глядя торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). В июле ценовым рекордсменом на бирже был бензин, теперь настала очередь дизельного топлива.

Вторую неделю подряд стоимость ДТ держится на исторических максимумах, и нет никаких предпосылок на корректировку — весь запал от активных заявлений регуляторов и чиновников давно пропал. На этой неделе еще и преодолены рубежи в 63 тыс. и 64 тыс. рублей за тонну ДТ. Цена летнего дизтоплива по итогам пятничных торгов по национальному индексу СПбМТСБ — 64027 руб./т. И это сильно выше предыдущих рекордов — 58537 руб./т в июле 2023 года и 57702 руб./т в июле 2022 года.

Тем самым стоимость дизеля на пороге отметки, после которой нефтяные компании перестанут получать демпфер (64620 руб./т). Правда, выше этого уровня должна сложиться среднемесячная цена. Но ведь только начало августа — то ли еще может быть на СПбМТСБ к концу месяца!

Зато на фоне нервозного ДТ цены на бензин можно назвать устаканившимися. Пусть и на очень высоком уровне, но на текущей неделе они почти замерли — ни резких скачков, ни крутых падений. В пятницу на СПбМТСБ 92-й стоил 62448 руб./т, 95-й — 69143 руб./т.

Причины роста биржевых цен на топливо в концентрации факторов: летние отпуска и бурный внутренний туризм, сельскохозяйственные работы и закупки для северного завоза. Тут еще белорусские НПЗ перестали торговать на СПбМТСБ, что привело к снижению предложения в то время, когда спрос растет.

Автозаправки растеряли свою прибыльность: биржевые цены высокие, а резко поднять стоимость на бензоколонках не решается никто. И если нефтяные компании могут позволить себе падение прибыли в рознице, потому что имеют возможность компенсировать ее доходностью в других видах бизнеса, то частным АЗС приходится уже совсем туго.

Но рассчитывать частникам остается только на себя. Профильные ведомства — ФАС и Минэнерго — замерли в отпускном затишье. Все их предыдущие комментарии сводятся к тому, что производство нефтепродуктов в России на должном уровне, а рынок есть рынок, все само собой рассосется, когда снизится спрос. Рекомендации регуляторов: «Терпите и подождите», — будьте добры выполнять!

Тем временем цены на бензин на заправках России в начале августа выросли к началу года на 5,5%, что гораздо выше инфляции в стране (3,42%). Терпеть и ждать, когда остановится рост цен на АЗС, также придется российским автолюбителям. Но, если ничего не делать с ростом цен, в какой-то момент все обязательно дойдет до президента. Что ж, подождем…