Запутанные прогнозы США рынок не волнуют: Brent — $85, Urals — выше $65
Топ-менеджер инвестгруппы Clean Energy Transition Пер Лекандер в эфире CNBC озвучил несколько тезисов, которые должны привести рынок нефти в ужас:
— падение спроса на нефть разрушит сделку ОПЕК+, а это в свою очередь обрушит стоимость до $35 за барр.;
— цели по квотам в ОПЕК+ не достигаются, стоимость нефти в этом году не удается поднять вверх, из-за чего в картеле зреет раскол и он может распасться.
А теперь факты. После объявления добровольных сокращений Эр-Рияда цена нефти вышла из диапазона $72-78 и с середины июля варьируется в пределах $80-83. Даже Urals, если верить Argus и другим западным агентствам, впервые с начала года превысила $65.
При этом — даже по мнению американских банков — стоит ждать тренда на повышение. В Goldman Sachs считают, что во II полугодии 2023 году будет рекордный спрос, а цена Brent вырастет до $86. В Bank of America обещает, что в начале 2024-го стоимость вообще составит $90.
Нефтянка РФ дырявит потолок, а США осторожничают
В WSJ констатируют, что Россия «одержала победу в борьбе за влияние на мировые нефтяные рынки, поскольку Urals впервые перешагнула потолок в $60, установленный Западом». Трейдеры говорят, что российские производители в последнее время вообще не стремятся договариваться о ценах, при которых западные компании могли бы участвовать в страховании и транспортировке нефти. Говоря проще, Москва и ее покупатели сами справляются.
США не спешит карать РФ: напротив, Вашингтон стал проявлять невиданную для него осторожность. Минфин Штатов намерен призывать владельцев танкеров все же соблюдать условия price cap… с помощью писем и телефонных звонков.
Уговоры и просьбы. Этого точно никто от Вашингтона не ожидал. Впрочем, а какой у него выбор? Спровоцировать хаос на нефтяном рынке, подстегнув цены на нефть в условиях, когда розничные цены на бензин в США достигли самого высокого уровня ($1,003 за литр) с ноября? Это игра с огнем, особенно перед президентскими выборами.
Бензиновая сага в РФ: все больше сюжетных поворотов
С начала 2023-го цены на АЗС в России выросли на 4,2%, а инфляция — лишь на 3,39%. На дефицит, кстати, все спихнуть не получается. Росстат сообщает, что производство бензина в январе–июне 2023 года выросло на 4,6% ДТ — на 7,3%.
В понедельник вице-премьер России Александр Новак в ходе совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов поддержал инициативу Минэнерго по ограничению числа экспортеров бензина.
Через день после этого цена Аи-92 на СПбМТСБ составила 62829 руб. за т, (уменьшилась на 2,34%), Аи-95 подешевел на 0,88% (до 69361 руб). Правда, к вечеру среды стоимость топлива уже выросла до 61 968 ₽, вернувшись к значениям прошлой недели.
Чем выше цены и больше предложений от различных ведомств, тем больше вопросов:
— если число экспортеров будет ограничено, кому выпадет такая честь?
— кто-то останется у кормушки, а кому-то придется приспосабливаться?
— какие будут критерии отбора?
Поможет ли такая мера, учитывая что в «Газпром нефти» уже требуют раскрыть всех участников цепочки покупателей бензина вплоть до конечного потребителя (чтобы узнать, кто именно занимается «серым экспортом»)?
Рой не победить: неизвестные трейдеры все активнее выбирают нефть из РФ
По данным Eikon и ряда других аналитических агентств, малоизвестные и что самое важное — небольшие трейдеры за прошедшие месяцы 2023-го обеспечили почти половину всего объема экспорта нефти и нефтепродуктов России (около 6-8 млн б/с).
Де-факто «рой» из мелких трейдеров в сумме стал больше, чем гиганты вроде Gunvor, Trafigura, Vitol или подразделения нефтегазовых компаний — той же BP и Shell.
И что самое противное, для США и тех, кто хочет принудить мировой рынок нефти к соблюдению price cap, всех этих нефтетрейдеров не переловить, под контроль не поставить. Это крупную корпорацию, у которой есть офис в столице каждой страны ЕС и в США, легко наказать штрафом. Но где найти время и ресурсы, чтобы вычислить всю «мелочь», у которой юридические адреса разбросаны по всей Азии?
Газовые сети РФ достанутся частникам
Президент России подписал закон, разрешающий приватизировать газовые сети и газораспределительное оборудование, который вступит в силу спустя 90 дней после опубликования (24 июля).
Приоритет по приватизации сетей и объектов, которые предназначены для обеспечения потребителей голубым топливом, у газораспределяющих организаций (ГРО), эксплуатирующих их не менее 2 лет.
У таких владельцев будут обязательства: доставлять газ потребителям, обслуживать и развивать сети, гарантировать их безлопастную работу, не разделять объекты газоснабжения на части.
Ряд политиков, включая депутата Сергея Гаврилова, считают, что такое нововведение сделает работу газоснабжения лучше и уменьшит число аварий.
Возможно, это так и будет. Правда, у ГРО теперь развязаны руки в плане требований к региональным энергетическим комиссиям по затратам на ремонт и модернизацию коммуникаций…, а это прямая дорога к повышению цен на тарифы для простого обывателя. Это еще если будет адекватная конкуренция.
Не исключен сценарий, когда в ходе приватизации все скупят несколько эксплуатантов и тогда «здравствуй, монополия рынка».