Как известно, власти обяжут НПЗ продавать на бирже до 13% от производства бензина и 9,5% дизтоплива, начиная с 1 сентября этого года. Требования об увеличении нормативов продаж бензина и дизтоплива будут распространяться на всех производителей нефтепродуктов, которые получают выплаты по демпферу.
Как это повлияет на цены на топливо, рассказала Тамара Сафонова, к. э. н., генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА»), доцент РАНХиГС при президенте РФ:
«Что такое 13% биржевой торговли от объёма производства бензина в России?
При объёме производства бензина 3,7 млн тонн в месяц 13%:
Безусловно, биржевой рынок чувствителен даже при сокращении минимальных партий, выставляемых на торги.
То есть если на биржу выходят покупатели, которым не хватило «условно» 1 тыс. тонн, это подталкивает цены вверх и на внебиржевые партии, объём которых превалирует на рынке. Получается, что недостаточность минимальных биржевых партий подталкивает ценообразование вверх на весь производимый бензин в России.
Бензин в России производится в избыточном объёме, излишки направляются на экспорт, прежде всего компаниями, расположение заводов которых находится в непосредственной близости к экспортным терминалам.
В качестве одного из вариантов решения, рассматриваемых на уровне правительства, является установление квот на экспорт. В целом, такое решение соответствует принципам формирования графиков транспортировки нефти для экспорта.
Однако квотирование экспорта является драйвером консолидации дополнительных или даже избыточных объёмов на внутреннем рынке, но не снижения цен на топливо. Например, традиционно график транспортировки нефти для экспорта не включает ряд независимых производителей, но это не влияет на снижение цен на нефть на внутреннем рынке России.
При этом рост цен на топливо разгоняет инфляцию и влияет на увеличение цен на потребительскую корзину при отсутствии сопоставимого роста заработной платы.
Цены на топливо в настоящее время находятся в паритете с растущими ценами на сырье — прежде всего сырьевые цены должны опуститься.
Следует отметить, что механизмы заморозки цен всегда отлично работали в России. Речь идёт о соглашениях по стабилизации цен на топливо.
Возможный механизм в текущей ситуации — это заморозка (стабилизация) цен по всей цепочке сырье — производство нефтепродуктов — реализация топлива».