Posted 23 июля 2023, 15:00

Published 23 июля 2023, 15:00

Modified 23 июля 2023, 15:00

Updated 23 июля 2023, 15:00

Что случилось в нефтегазе за неделю?

23 июля 2023, 15:00
Сможет ли Япония создать свой собственный «антигазовый» ОПЕК, уйдет ли ЛУКОЙЛ из Болгарии и каких высот достигнут цены на бензин. Все это и еще немного больше — в нашем еженедельном обзоре

Даешь «антигазовый» ОПЕК!

Токио хочет предложить странам G7 создать большие мощности для хранения газа на случай перебоев поставок и волатильности цен на мировом рынке голубого топлива.

Видимо, руководство Японии вдохновилось рекомендацией МЭА, суть которой — потребители нефти обязаны иметь резервный запас. Причем внушительный. Его должно хватить, чтобы компенсировать остановку импорта для страны на 90 дней.

Предлагая странам G7 такую инициативу по газу, Токио, разумеется, намерен создать подобную инфраструктуру и у себя. Интересно, а что же мешало раньше это сделать?

Но в целом, надо признать, что такая инициатива выглядит, как создание инструмента для потребителей газа, который они могут противопоставить поставщикам при высоких ценах.

Вопрос: «а Соединенным Штатам, которые входят в G7, но также являются крупным поставщиком СПГ, такая инициатива понравится?».

 

Смена названия не помогла

Крупная международная нефтесервисная компания Schlumberger после введения санкций против российской нефтянки сначала сменила название на SLB, а потом все же окончательно ушла из России.

Компания теперь официально приняла решение остановить поставку своей продукции и технологий в РФ. Официальная причина — ужесточение санкций против России.

Не сказать, что компания работала в РФ на полную мощность и до этого. На момент начала СВО в стране работало 10 000 сотрудников SLB, а в мае штат сократился на 500 человек, плюс компания ограничила своим работникам в РФ доступ к ПО.

По сути, это был лишь вопрос времени, когда она еще больше сократит свою деятельность. Тем более, что для SLB потеря российского рынка — это неприятно, но все же потеря лишь 5-6% заработка компании. Как-нибудь переживет.

А вот насколько это проблема для российской нефтедобычи — вопрос, который еще только предстоит исследовать.

 

Болгария готовит почву для выдворения ЛУКОЙЛа

«Компания полностью выполняет свои обязательства по концессионному договору, заключенному с Республикой Болгария в 2011 году сроком на 35 лет, и не видит оснований для его расторжения», — заявили в ЛУКОЙЛе.

На этой неделе депутаты из «Продолжаем перемены» и «Демократическая Болгария» предложили прекратить действие концессии ЛУКОЙЛа по терминалу «Росенец». Причина — это якобы контрабанда со стороны компании из РФ.

«Росенец» необходим для работы нефтетерминала, принадлежащего «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас». Это нехороший сигнал для компании из РФ.

В Германии подобные нападки привели в итоге к захвату НПЗ, принадлежавших «Роснефти», а в Италии ЛУКОЙЛ в последний момент успел продать НПЗ, поскольку итальянские власти уже готовились его национализировать.

 

Российская нефть впервые пошла в Китай по СМП

Два танкера класса Aframax совершат доставку нефти в Китай через Северный морской путь, выдвинувшись из портов Балтии. Ранее нефть уже доставлялась в Поднебесную из Мурманска. Но вот из Балтийских портов — это новый опыт.

«Приморский проспект» покинул Усть-Лугу 13 июля, а NS Arctic выдвинулся 14 июля из Приморска. Планируемое время прибытия — 12 и 18 августа.

По оценкам разных экспертов, такой путь в Китай сократит срок доставки нефти из РФ почти на треть, по сравнению с традиционным маршрутом (через Суэцкий канал).

Еще в мае этого года глава «Ростатом» сообщал, что корпорация вместе с российскими компаниями работает над проработкой такого маршрута.

Процесс вполне ожидаемый, ведь по пути следования через СМП никакие западные санкции не страшны. Недружественных стран, которые могут помешать пройти через какой-нибудь пролив или канал, — нет. Однако навигация по СМП круглый год крайне проблематична в силу погодных условий, поэтому масштабировать такие поставки — задача не из легких.

 

Демпфер, экспорт и бензин: Аи-92 продолжает рост

Итог недели на бирже СПбМТСБ — Аи-92 торгуется вблизи 64 тыс. руб./т, Аи-95 — 70 тыс. руб./т. Это уже какой-то новый вид стабильности. Цена стабильно растет.

С начала этого месяца стоимость такого топлива на бирже увеличилась почти на 10%. В начале июня ежедневный рост был около 0,5%, а вот с третьей недели он вырос до 1%.

При этом за прошедшие месяцы этого года нефтяные компании из РФ нарастили экспорт бензина на 37%, ДТ и газойля морем — на 11% (данные Kpler).

В пятницу Госдума утвердила поправки в третьем, окончательном чтении, тем самым одобрив сокращение выплат по топливному демпферу в 2 раза (с 1 сентября до начала 2027-го).

В этот же день вице-премьер Александр Новак заявил, что правительство занимается проработкой мер, которые должны стабилизировать биржевые цены.

Он также отметил, что в скором времени ряд НПЗ закончат плановые ремонты и это позволит нарастить объемы реализации топлива на бирже, следовательно, стабилизировать цены.

Жаль об их снижении никто ничего не говорит…

Подпишитесь