Сегодня вынесен финальный вердикт так долго обсуждаемым изменениям в налогообложении нефтяной отрасли. Собственно, сомнений быть не могло, и вот Госдума утвердила все поправки в третьем, окончательном чтении.
Ключевой момент — сокращение выплат по топливному демпферу в 2 раза с 1 сентября и вплоть до начала 2027 года. Напомним, что идея срезания демпфера принадлежит Минфину, который сейчас выполняет задачу наполнения бюджета. Корректировка демпфера даст эффект экономии бюджета в 30 млрд руб. в месяц. А какие потрясения это принесет рынку нефтепродуктов, гадать не будем — участники топливного рынка сейчас живут одним днем.
Новое законодательство также запускает рост акцизов на нефтепродукты. Для бензина и дизельного топлива они вырастут на 0,9% в 2024 и 2025 годах, в 2026 году — еще на 4%.
Что это означает для простого россиянина? Нефтеперерабатывающим заводам станет менее выгодно продавать топливо на внутреннем рынке (демпферные выплаты как раз компенсируют заводам разницу медлу ценами на внутреннем и зарубежных рынках). Учитывая, что уже сейчас НПЗ предлагают топлива значительно меньше, чем на него спрос — об этом свидетельствуют данные биржи, — вероятно, подорожание бензина не за горами, а очень близко (и как раз к уборочной кампании у аграриев, выбирающих для техники по сбору урожая значительные объемы ДТ).
Также приняты поправки предполагают снижение с 1 сентября 2023 года дисконта нефти Urals к сорту Brent в отечественных нефтяных налогах до $20 за баррель. На данный момент действует дисконт в $25 за баррель, а в предыдущие месяцы был и того выше. За счет сокращения этой скидки Минфин надеется получить хоть какие-то дополнительные нефтяные налоги.
В целом же история с дисконтом на Urals сначала была связана со скидкой на российскую нефть на мировых рынках. Затем она вылилась в проблемы с расчетами агентства Argus, которые теперь стали не репрезентативны: рынок Европы РФ потеряла, как и смысл делать скидку к эталонному для Европы сорту Brent, а на азиатских рынках более показательны ближневосточные сорта, например Dubai, с которым Минфин хочет сравнивать нашу Urals.