Posted 17 июля 2023, 07:12
Published 17 июля 2023, 07:12
Modified 17 июля 2023, 07:12
Updated 17 июля 2023, 07:12
Основатель ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов не захотел приобретать Яндекс, хотя ранее был главным претендентом на приобретение российского поисковика.
По данным The Bell, замглавы АП Сергей Кириенко позвал в сделку новых инвесторов. Считаются, что они являются креатурами Юрия Ковальчука.
В мае Bloomberg писал, что от инвестором ждут $7-7,5 млрд за не мнее чем 51% долей в российском бизнесе Яндекса, причем эта сумма уже учитывает требование российских властей о 50-процентном дисконте для подобных сделок по продаже иностранными владельцами своих активов на территории РФ. А владельцем поисковика является Yandex N.V., зарегистрированное в «недружественных» Нидерландах. Впрочем, российские аналитики оценивали тогда сумму сделки почти вдвое ниже — на NYSE торги акциями Яндекса приостановлены давно, так что эксперты исходили из данных Московской биржи.
The Bell уточняет, что советник по корпоративному развитию Яндекса Алексей Кудрин согласовал с Кремлем продажу поисковика ряду инвесторов. Кроме Алекперова к их числу относились Владимир Потанин, Алексей Мордашов и банк ВТБ. Однако Потанина Мордашова и ВТБ не одобрил совет директоров Яндекса из-за того, что все они находятся под санкциями.
Для чего Алекперову или Потанину Яндекс — тоже вопрос. Вероятно, речь шла не о конечной продаже, а о получении инвестиций на ряд направлений, которые сейчас убыточны, но имеют потенциал, например, электронную торговлю. И, разумеется, получении контроля над поисковиком с российской стороны. В дальнейшем доли могли бы перекупить компании отрасли, например Сбер, МТС, Ростелеком, пишут «Ведомости».
Стоит отметить, что головной офис Яндекса как отдельная компания был зарегистрирован в 2000 году, а местом этой регистрации до сих пор значатся Нидерланды. Так что вернуть главный отечественный поисковик на родную землю было бы красивым шагом для российской нефтяной отрасли.
Тем более что первичное размещения Яндекса в мае 2011 года было весьма успешным. Оно принесло второй по величине доход среди интернет-компаний после IPO Google в 2004 году.