Posted 16 июля 2023,, 15:00

Published 16 июля 2023,, 15:00

Modified 16 июля 2023,, 15:00

Updated 16 июля 2023,, 15:00

Что случилось в нефтегазе за неделю?

16 июля 2023, 15:00
Чей прогноз точнее, куда уплыл «теневой флот», кто победит — цена на бензин или регуляторы? Все это и немного еще — в обзоре от «Нефти и Капитала»

Rystad, ОПЕК и МЭА все больше спорят о прогнозах

По данным ОПЕК, спрос на энергоносители к 2045 году вырастет на 23%. Спрос на нефть в 2023 году вырастет на 2,44 млн б/с (всего — 102 млн б/с), а в 2024 году — еще на 2,3 млн б/с. При этом нефтянка в мире, по мнению генсека картеля, потребует $12,1 трлн инвестиций.

А вот в Rystad Energy думают диаметрально противоположно. Аналитики признают, что инвестиции в разведку и добычу нефти упали с $887 млрд в 2014 году до $580 млрд в 2023-м. Но якобы более низкие цены привели к повышению эффективности отрасли, а нынешних объемов инвестиций вполне достаточно, чтобы добытчики могли извлекать нужные для рынка объемы черного золота.

В МЭА так и вовсе говорят, что глобальный спрос на нефть в 2023 году вырастет лишь на 2,2 млн б/с, а в 2024-м — на 1,1 млн.

Кто прав? Смотря кому нефть нужнее!

«Теневой флот» меняет владельцев

Как пишет Bloomberg со ссылкой на данные Equasis, у индийской Gatik Ship Management, у которой в апреле было более 40 судов, осталось не более 4 единиц. Изюминка в том, что эта компания появилась в 2022 году, сформировав всего за 12 месяцев целую флотилию из 50 танкеров стоимостью $1,4 млрд.

Разумеется, все они занимались поставками российской нефти в Азию, преимущественно в Индию. Причем еще и пользуясь услугами западных страховщиков. Теперь же, когда цена нефти из РФ выше потолка, а страховщики побаиваются таких сделок, компания спешно распродала судна другим компаниям.

Суда поменяли флаги на Габонский и Монгольский. Пара танкеров оказалось в распоряжении малоизвестной Girik Ship Management. При этом российская нефть все также идет в Индию. За первые две недели июля 15 танкеров ушло из РФ в Индию, столько же — в обратном направлении. «Теневой флот» не исчезает, он просто меняет владельцев.

Как бы мы еще не услышали про военно-морской флот Монголии и Габона!

Украина национализировала МНПП Самара-Западное направление

Магистраль построили в 1950-60-х и использовали по сей день для прокачки дизтоплива с НПЗ России через Белоруссию на территорию Украины и далее через Закарпатскую область в Венгрию.

Даже в коронавирусном 2020 году МНПП обеспечивала до 65% рынка ДТ Украины.

На этой неделе Хозяйственный суд Житомирской области удовлетворил иск ФГИУ о признании за государством права собственности на участок магистрального нефтепродуктопровода, находящийся на территории Украины.

Одна из причин национализации — частью магистрали владели ранее лица, приближенные к Виктору Медведчуку, который в Киеве считается оппозиционером и пророссийским политиком.

Отбирать все имущество, которое хоть как-то связано с РФ — это очень по-европейски, а Украина — це Европа.

Brent выше $81, а Urals проламывает потолок

Стоимость сентябрьских фьючерсов Brent на бирже ICE Futures — $81,06 за баррель. Это на 1,19% выше показателя на закрытие предыдущей сессии.

Причин несколько:
— сокращение добычи ОПЕК+, которое при всем желании игнорировать нельзя, все-таки летний сезон отпусков идет;
— невозможность других членов ОПЕК нарастить добычу;
— перебои с поставками из Ливии и Нигерии.

Тем временем Urals поднялся в цене выше «потолочных» $60. Можно, конечно, не верить официальной оценке Argus, но де-юре это значит что греческий флот, а также страховочные и перестраховочные компании Бермудских островов и рынки Лондона лишаются важного клиента. Если, конечно, не хотят под санкции попасть.

Нефть жидкая, поэтому дырочку найдет! И протечет даже сквозь потолок.

МЭА: российский экспорт нефти обновили минимум с марта 2021 года

В июне поставки из РФ, уверяют в агентстве, сократились до 7,3 млн б/с. Последний раз такой показатель был в марте 2021-го.

В МЭА также сообщают о падении доходов от продаж нефти и продуктов ее переработки — на $1,5 млрд (до $11,8 млрд).

Среди множества аналитических агентств звучат сообщения о том, что РФ якобы добычу не сокращает, поэтому и экспорт у нее не уменьшается.

При этом до сих пор, все еще остается 2 важных момента:
— Первый — в отчете МЭА подчеркивается, что с учетом анонсированного Россией сокращения экспорта в августе на 500 000 б/с страна может сохранить уровень добычи нефти, поскольку внутренний спрос на нее растет;
— Второй — говоря о снижении экспорта, имеют ввиду не только поставки нефти, но и нефтепродуктов.

Вспоминается старый анекдот:

— Сколько будет 2×2?

— А мы покупаем или продаём?

Бензин бьёт рекорды каждый день

Стоимость Аи-92 на СПбМТСБ вновь обновила рекорд — 60 000 руб. за т. По территориальному индексу Европейской части России бензин подорожал в четверг до 60 253 рублей за т.

По сути, с 6 июля каждый новый день — это новый рекорд.

Пока что никакие угрозы, просьбы, рекомендации и разговоры об ограничении экспорта на рынок со стороны регуляторов не влияют. Цена уверенно ползет вверх.

Цена на бензин — более целеустремленная, чем чиновники и регуляторы, которые пытаются ее обуздать.

"