Posted 14 июля 2023,, 12:18

Published 14 июля 2023,, 12:18

Modified 14 июля 2023,, 12:42

Updated 14 июля 2023,, 12:42

Дорожающий газ подкрался к российским потребителям

14 июля 2023, 12:18

Почему поднимают тарифы на газ, объясняют эксперты нефтегазовой отрасли

Потерю экспортных доходов надо чем-то компенсировать, так что домохозяйствам и промышленности РФ стоит готовить кошельки
Сюжет
Газпром

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила увеличить тарифы на газ для всех потребителей в РФ, включая население и промышленность, на 8% с июля 2024 года и еще раз — с июля 2025 года.

В ФАС уверяют, что оптовые цены на газ учитываются при формировании цен для потребителей. В ведомстве также сообщили, что эти средства от повышения цен направят на газификацию регионов и строительство новых газопроводов. Идею положительно оценили в Минэнерго, заявив, что индексация тарифов позволит сохранить надежное обеспечение конечного потребителя газом за счет реализации инвестиционных программ компаний. В ведомстве напомнили о необходимости финансирования модернизации и трат на поддержание уже существующих коммуникаций.

«Сегодня около 30% российских газопроводов находятся в эксплуатации уже более 40 лет […] индексация тарифов позволит ускорить темп реализации программы социальной газификации, которая стала бессрочной. Благодаря ей газ уже доведен до границ более чем 600 тыс. земельных участков»,

— заявили в министерстве.

Переложить расходы «Газпрома» на других — единственный выход?

Даже в 2020-м году, когда доходы от экспорта российского газа серьезно сократились из-за низких цен на мировых рынках и малого спроса, оптовые цены на газ для всех категорий потребителей России повысили с 1 августа только на 3%. Однако после этого ФАС увеличила темп. 1 декабря 2022 года произошло повышение цен на газ в России на 8,5%. Тогда это привело к росту стоимости счетов за ЖКХ. По сути, начал работать принцип «меньше заработали на экспорте — компенсировали за счет повышения тарифов на внутреннем рынке».

Надо признать, что логика в этом присутствует. По итогам 2022-го «Газпром» вынужден был уменьшить объем экспорта голубого топлива в дальнее зарубежье почти на 46%. По этой причине чистая прибыль российского холдинга, как следует из отчетности по МСФО за 2022 год, сократилась на 41,4%, до 1,226 трлн руб. Но несмотря на это никто в правительстве не отменил программу социальной газификации, а проекты вроде «Силы Сибири-2» не свернули.

Нынешняя инициатива ФАС по индексации регулируемых цен на газ на 8% несколько отличается от прогнозов Минэкономразвития, в которых в период 2024–2025 годов — с 1 июля 2024 года и 1 июля 2025 года — тарифы должны вырасти на 7%. Кстати, в апреле ведомство представило новый прогноз, где рост цен вообще не упоминался. Оправданы ли такие меры, предлагаемые ФАС и можно ли их считать единственно верным решением для экономики РФ?

«РФ потеряла премиальный рынок в Евросоюзе, причем, похоже, либо навсегда, либо на очень долгий период. Компенсировать его за счет других экспортных направлений быстро не получится. Ждать такой же доходности от них придется долго, ведь создание инфраструктуры и каналов сбыта — это годы работы. Полностью переключиться на внутренний рынок, чтобы сбывать туда такой же объем, что шел на европейском направлении, тоже не выйдет. Со стратегической точки зрения это делать, конечно, нужно. Но сейчас на нем не получится столько же зарабатывать хотя бы потому, что он привык работать в режиме дотаций за счет экспортных доходов, которые сегодня серьезно уменьшились.
При этом никуда не делись обязательства „Газпрома“: строительство газотранспортных систем внутри РФ, обслуживание уже существующих, обустройство ресурсной базы для новых проектов, вроде „Силы Сибири-2“ и, кстати, их реализация тоже»,

— рассказал в беседе с «НиК» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

По его мнению, выходов из ситуации в перспективе несколько.

  • Первый — сокращать инвестиционные программы «Газпрома» в соответствии с текущим графиком поступления доходов от реализации газа на всех рынках. Побочный эффект от такого подхода — это постепенное замедление развития отрасли газодобычи и всего, что с ней связано.
  • Второй — реформирование внутреннего рынка газа РФ до состояния полноценного, т. е. где как и в случае с оптовыми закупками электроэнергии или топлива, цены формируются балансом спроса и предложения, а также конкуренцией.

Для «Газпрома» в данный момент это не очень удобный вариант. У компании, среди прочих, довольно серьезная социальная нагрузка. Он, в отличие от НОВАТЭКа или «Роснефти», отвечает за социальную газификацию населения, и холдинг обязан поставлять газ в регионы, даже если те вовремя не оплачивают счета. Если в РФ сегодня будет работать полноценный внутренний рынок, «Газпром» не сможет предлагать конкурентоспособную цену, уступая место другим компаниям, у которых не такая нагрузка за счет обязательств по крупным и социальным проектам. Правда, надо признать, что «Газпром» — это все-таки крупная компания, где в отдельных регионах или городах России у него физически конкурентов нет.

«Разумеется, в таких условиях для „Газпрома“ логичнее всего лоббировать повышение цен на газ, ведь для покрытия инвестиционных затрат ему нужен рост доходов. А учитывая тот факт, что увеличение стоимости электричества и топлива внутри РФ носил опережающий характер по сравнению с ценой газа, решение ФАС было вполне предсказуемым. Разумеется, для населения и промышленности это все крайне неприятный момент. Но единственная рабочая альтернатива — создание инструментов полноценного внутреннего рынка — будет наносить ущерб „Газпрому“, что отразится на отрасли.
Я бы сказал, что это необходимый шаг, но исключительно тактический, ситуативный. Постоянно повышать стоимость газа, оправдывая это необходимостью развития отрасли — крайне опасная затея. В перспективе все же нужно создавать условия, чтобы „Газпром“, как и другие компании, могли бы все больше зарабатывать внутри РФ. Тогда и полноценный внутренний рынок будет честным по отношению к потребителю и продавцу. Проблема в том, что для этого нужно обеспечить инфраструктуру, чтобы покупатели могли приобретать все больше газа. Это будет возможно, когда реализуют программы по газификации Дальнего Востока, социальной газификации, подведут коммуникации к домохозяйствам, которые не способны самостоятельно оплатить такие работы. В итоге замкнутый круг — чтобы избежать роста цен на газ, нужно увеличить внутреннее потребление, а для этого понадобится много денег на постройку коммуникаций, причем средств от экспорта все меньше, значит нужно набирать их за счет увеличения тарифов внутри РФ, пока не реализуются все проекты»,

— заключил Алексей Громов.

Заменит ли внутренний рынок экспортные объемы?

Короткий ответ — нет. В 2021 году «Газпром» экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд кубометров газа, что на 5,8 млрд больше, чем в 2020 году. За 2022 год, по словам главы госкорпорации Алексея Миллера, экспорт в страны дальнего зарубежья составил 100,9 млрд кубометров.

В 2022 году потребление природного газа в России выросло до 484 млрд кубометров. Для сравнения: в 2021-м — 470 млрд, в 2020-м — 460 млрд, в 2019-м — 479 млрд. Это значит, что в обозримом будущем потребители в РФ, включая домохозяйства и промышленность, не смогут «впитать в себя» те объемы (примерно 80 млрд кубометров), которые еще совсем недавно шли в другие страны. Такое количество голубого топлива попросту некуда девать. Разворот российского экспорта на Восток, безусловно, имеет потенциал, но пока нет достаточных мощностей по доставке энергоресурсов в желаемом для РФ объеме.

Полностью списывать со счетов внутреннее потребление в перспективе, конечно, нельзя. Одним из драйверов роста должна стать программа социальной газификации в России, которая была запущена в 2021 году. Она предполагает, что уровень газификации регионов вырастет с 71% в 2020 году до 82,9% к 2030-му. Правительство оценивало затраты на нее в 567 млрд руб. В 2022-м программу сделали бессрочной. В целом, в стране наблюдается последовательный рост газификации.

В новую программу «Газпрома» на 2021–2025 гг. вошли 67 регионов. Ее стоимость оценивается примерно в 800 млрд руб. Когда она будет выполнена, газом обеспечат 3600 населенных пунктов, на газ переведут 2300 котельных, построят 24000 межпоселковых газопроводов. Однако этого все равно недостаточно, чтобы внутренний рынок РФ мог выбрать те объемы, что ранее шли в европейском направлении.

«Газпром» не компенсирует сокращение своих доходов в этом и следующем году за счет увеличения объемов продажи газа в РФ.

В беседе с «НиК» аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что в прошлом году была высокая инфляция и этим можно оправдать желание ФАС индексировать тарифы в этом году чуть больше, чем будет прогнозируемая инфляция. Есть традиционная формула: любые тарифы можно поднимать на уровень инфляции. А в последние годы вообще говорили, что нужно их поднимать по формуле «+1%», чтобы услуги стали доступнее и развивалась конкуренция.

«Сейчас мы видим что да, для „Газпрома“ есть соблазн компенсировать недополученную выручку от падения экспорта за счет внутреннего рынка, тем более что он очень большой. Но государству надо понимать, что низкие тарифы на газ — это то конкурентное преимущество, с помощью которого российская экономика вообще может развиваться. Дешевая энергия — это импульс, без которого наша продукция может „вылететь“ с рынка, тем более на фоне санкций и разрыва традиционных коммерческих связей РФ с другими государствами.
Если вы повысите стоимость голубого топлива в России до общемировых цен, то газовые компании будут зарабатывать очень много, но при этом все остальные отрасли пострадают. В конечном счете, это ждет даже саму газодобычу, ведь большие объемы потребления газа обусловлены низкими тарифами. Вырастет цена, снизится потребление. Именно поэтому нужно очень осторожно подходить к этому вопросу. Одно дело проиндексировать тарифы на уровне инфляции, а другое — когда у вас инфляция меньше 4%, а нам предлагают в следующем году проиндексировать на 8%, а через год повторить. При таком сценарии российская экономика будет заторможена, а ее выход из кризиса будет очень сложным»,

 — говорит эксперт.

Газификация России нужна

Дешевый газ в РФ — это еще и политический вопрос. Он является неким элементом социальной справедливости. Мы — мировой лидер по запасам газа, так почему у нас должны быть высокие тарифы? Население воспринимает доступ к газу как естественное право, причем именно доступ к дешевому газу.

По мнению Юшкова, программы догазификации и увеличения темпов газификации регионов являются абсолютно правильной идеей, поскольку они решают множество социальных и даже политических вопросов. Чем больше газификация страны, тем больше благосостояние граждан.

«Те объемы, что шли на экспорт в ЕС, внутренний рынок РФ при нынешних темпах его роста, конечно, поглотить не сможет. Программы до 2030–2035 гг. по газомоторному топливу в России условно говоря, причем при наилучшем сценарии, обеспечат дополнительное потребление в 10 млрд кубометров. Газификация городов и перевод электростанций с угля на газ — это тоже стимул для роста потребления. К примеру, есть потенциал для газификации Красноярска или городов Западной и Восточной Сибири, правда, только при условии „выдавливания“ из энергобаланса угля. Но это все равно даже не десятки, а единицы миллиардов кубометров.
Крупные промышленные объекты тоже могут увеличить потребление. В химической промышленности есть разные проекты, но под отдельную ресурсную базу. К примеру, есть давний проект — газоперерабатывающий и газохимический комплексы в Амурской области, которые должны использовать газ, идущий для прокачки по „Силе Сибири“. Из газа, идущего по этой трубе, должны извлекаться разные полезные вещества (пропан, бутан, этан) и передаваться на газохимические заводы, где СИБУР уже будет производить полипропилен, полиэтилен и прочие продукты. Но опять же, это проекты, которые реализуются уже давно, а сам комплекс, по сути, функционирует. Просто есть повод для увеличения потребления за счет наращивания объемов переработки»,

— объясняет аналитик ФНЭБ.

Можно рассчитывать на увеличение потребления газа в уже газифицированных районах РФ, но только при условии, что будет повышен спрос на электроэнергию. Или должно сильно увеличиться само население, поскольку много газа традиционно тратится, в первую очередь, на энергетику и отопление. Но, как считает Игорь Юшков, пока что бурного экономического роста в РФ нет, потребление электричества существенными темпами не растет, как и численность населения.

В итоге впереди маячит своего рода тупик. «Газпрому» нужны средства для развития газодобычи и реализации социальных проектов по газификации, но за счет экспорта такие деньги уже не заработать. И аргументы у компании, как и у ФАС, предлагающей увеличить тарифы, есть. «Газпром» действительно потерял в доходах за последний год. Если в 2021 году прибыль от продаж составила 2,4 трлн рублей, то в 2022-м — 1,93 трлн руб. При этом, если с 2010 по 2018 гг. холдинг тратил на газификацию РФ от 25 до 36 млрд руб., то в 2020–2022 гг. сумма возросла до 56-66 млрд руб.

С другой стороны, российский холдинг десятилетиями был единственным экспортным поставщиком газа из РФ и получал огромную прибыль. Но при этом на эти средства не обеспечил бурного роста глубокой переработки сырья на территории РФ, не проработал технологии по конвертации голубого топлива в СПГ (имеется ввиду крупнотоннажное сжижение), да и газификация регионов хоть и постоянно росла, но все равно далека от 100%. Теперь же промышленные предприятия, если следовать логике ФАС, должны платить больше за энергию (с начала 2022 года ко второй половине 2025-го — на 33%) в условиях, когда им нужно заниматься импортозамещением, т. е. выделять больше средств на развитие технологий.

По сути, верного решения в данной ситуации нет. Точнее оно есть, но в прошлом времени, когда нужно было заниматься созданием инфраструктуры переработки газа на территории РФ. И дело тут не только в вопросе, есть ли у «Газпрома» ресурсы, чтобы самостоятельно, без нагрузки на население РФ и дальше реализовывать намеченные проекты. Тем более что ответ на этот вопрос нужно искать среди инсайдеров самой компании. Проблема еще и в том, что экономика РФ, с одной стороны, привыкла к дешевому газу, а с другой — не сможет выбрать дополнительные объемы, даже если «Газпром» «зальет» рынок еще более дешевым голубым топливом.

Илья Круглей

"