Posted 13 июля 2023,, 05:02

Published 13 июля 2023,, 05:02

Modified 13 июля 2023,, 05:02

Updated 13 июля 2023,, 05:02

Цены на бензин растут из-за ремонтов НПЗ

13 июля 2023, 05:02
Причина роста топливных цен найдена, но это никак не поможет подстелить соломки

Интересный спор возник между нефтяными компаниями и Федеральной антимонопольной службой по поводу необузданного роста цен на бензин на биржевом (оптовом) рынке.

Напомним, цена на бензин Аи-92 вчера побила абсолютный рекорд и преодолела отметку в 60 тыс. руб. за тонну.

Меры для борьбы с ростом принимались разные: нефтяников вызывал «на ковер» вице-премьер Александр Новак и пугал квотированием экспорта, ФАС требовал увеличить поставки на внутренний рынок, а также предложил увеличить нормативы биржевых продаж нефтепродуктов на 1%.

Нефтяники в ответ сетовали на сокращение выплат по демпферу и невыгодность переработки для поставок на внутренний рынок.

И вот теперь, похоже, причина найдена! По словам ФАС, нефтяные компании аргументируют сокращение поставок на внутренний рынок ремонтами на НПЗ.

Мы можем только поверить на слово, потому что графики ремонтов НПЗ и объемов выбывающих мощностей всегда были секретом, недоступным для участников рынка.

Однако эта информация не является секретной для Минэнерго, которое эти графики согласовывает. Видимо, не является она секретной и для Reuters, который со ссылкой на источники в отрасли сообщил, что в июле объем выбывших из-за ремонтов первичных перерабатывающих мощностей вырос на 38% и составил 2,3 млн тонн.

Кстати, еще в 2021 г. глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил письмо вице-премьеру Александру Новаку с предложением раскрыть для участников топливного рынка графики ремонтов НПЗ, чтобы более эффективно планировать работу рынка и избежать дефицита топлива и роста цен.

В письме сенатор сообщил, что такой график Минэнерго составляет ежегодно, но он секретный. Однако некоторые аналитические и консалтинговые агентства предлагают его приобрести за деньги.

Причудлив топливный рынок! План ремонтов есть, но даже планирование не позволяет избежать дефицита бензина именно тогда, когда он так нужен. График ремонтов секретный, но его можно купить. НПЗ принадлежат нефтяным компаниям, но виновато Минэнерго, потому что составило неправильный график?

А вообще, как сказал нам один из участников рынка: «Если компания не хочет поставлять топливо на внутренний рынок, то какая-нибудь установка на НПЗ может встать на ремонт, и никто не узнает, случайной была эта поломка или нет».

"