Данные таможни КНР показывают, что в мае страна приобрела 13,51 млрд кубометров метана — исторический максимум для этого времени года.
В прошлом году Китай импортировал голубого топлива на 19% меньше, однако 2022 год был ковидный, поэтому его статистические данные непоказательны. Между тем нынешний рекорд импорта превысил май 2021 года, когда в страну поступило 13,28 млрд кубометров. И именно 2021 год стал переломным для энергетической отрасли КНР: страна пережила энергокризис, была вынуждена осенью покупать дорогие партии СПГ. Более того, большинство экспертов считают, что именно азиатский спрос на метан привел европейскому энергокризису. Старому Свету просто не хватило спотовых поставок голубого топлива, на которые рассчитывали страны ЕС. Именно до осени 2021 года европейцы искренне считали, что газа в мире добывается много, поэтому спотовые поставки выгоднее, чем долгосрочные контракты. Однако рыночные отношения грубо развеяли эти иллюзии Евросоюза.
Возвращаясь к Китаю, стоит отметить, что после кризиса осени 2021 года страна пересмотрела свою энергостратегии. Быстро включила ранее выключенные мощности угольной генерации. И пришла к выводу, что газ — это хорошо, но только тот, который поступает по долгосрочным контрактам, а еще лучше — с китайских месторождений. А рынок срочных поставок — это баловство и отъем денег у китайского населения.
Напомним, что в настоящее время Китай получает сетевой газ у пяти стран — России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и Мьянмы. Кроме того, Пекин покупает огромные партии сжиженного газа. Российский СПГ идет в Поднебесную с проекта «Сахалин-2», а также с завода «Ямал СПГ», где CNPC и SRF являются миноритарными акционерами. Кроме того, КНР является лидером по заключению долгосрочных контрактов со всеми мировыми поставщиками сжиженного газа, в том числе Катаром и США.
На КНР приходится почти 40% контрактов на поставки СПГ из Штатов, заключенных с начала 2021 года. Последние договоренности на долгосрочные поставки с американскими заводами Пекин заключил в июне 2023 года.