Posted 13 июля 2023, 09:02
Published 13 июля 2023, 09:02
Modified 13 июля 2023, 09:03
Updated 13 июля 2023, 09:03
Пиратские нападения на коммерческие суда в выросли примерно на 12% за первые шесть месяцев 2023 года, посчитал Splash. Всего было зарегистрировано 65 инцидентов (в 2022 году — 58). За полгода взяли на абордаж 57 судов, на 4 просто нападали, два были захвачены и еще два обстреляны. По данным Международной торговой палаты (ICC) и Международного морского бюро (IMB), 36 членов экипажа были взяты в заложники, 14 похищены, троим угрожали, двое получили ранения и один подвергся нападению.
При этом само понятие «пиратское нападение» весьма размытое. В нефтегазовой сфере традиционно преобладают «политические» нападения. Когда танкеры задерживаются под предлогом нарушения законодательства или контрабандной погрузки или незаконной перевозки сырья. В ряде случаев с судов весьма вероломно сливают топливо, но оправдывается все это тем или иным нормами права. А поскольку законы в каждой стране свои, кроме того, существует международное морское право, то применение противоправных действий в отношении нефтеналивных судов происходит часто и почти повсеместно.
Встречаются и эксклюзивные формы борьбы с нефтяными перевозчиками. Так, в Нигерии небольшие танкеры, которые занимаются воровством сырья непосредственно из морских скважин, расстреливают с вертолета без суда и следствия. Хотя предварительно все же высаживают экипаж.
Но обычно процесс идет более мирно, по крайней мере, если читать об инцидентах в СМИ. Например, недавно береговая охрана Индонезии рассказала о задержании нефтеналивного судна под иранским флагом, которое, по мнению властей страны, занималось незаконной перевалкой нефти.
До этого было весьма примечательный инцидент с захватом судна в Персидском заливе. Его остановили морские силы Ирана, однако шел он под прикрытием Пятого флота США, который «расквартирован» в Бахрейне. Вначале Вашингтон рапортовал о том, что ему удалось помешать Тегерану захватить два судна в Оманском заливе. Однако потом стало известно, что ВМФ Ирана все же остановили танкер с контрабандным топливом.
Генерал КСИР Ирана Рамазан Зиррахи описал остановку судна следующим образом: «Силы КСИР высадились на борт очередного нефтяного танкера, который занимался контрабандой». Судно шло в сопровождении патрульных кораблей США, они попытались помешать иранцам. Сначала в сторону кораблей КСИР полетели штурмовики A-10 Thunderbolt, потом американцы отправили два вертолета Black Hawk. Последние на некоторое время зависали над танкером, но поспешно улетели, когда появился риск реального столкновения с моряками Ирана.
Так что мирным процесс «смены курса» нефтеналивных судов назвать сложно.
При этом в мае Ирану пришлось задержать два греческих танкера. Причина данного поведения Тегерана, по мнению греческих СМИ, заключается в том, что до этого уже Вашингтон захватили греческое судно, перевозившее иранскую нефть. Вот Тегеран и решил не оставаться в долгу перед Вашингтоном.
В 2022 году США забрали иранскую нефть в одном из греческих портов с захваченного судна. После этого Иран также остановил два греческих танкера в Персидском заливе. Сглаживать инцидент пришлось уже Афинам. Греция не просто освободила судно, но и вернула нефть на его борт. Причем стране пришлось загрузить на иранское судно часть собственного сырья, поскольку Соединенные Штаты нефть забрали, а возвращать обратно отказались. После возвращения нефти Тегеран освободил греческие суда.
Очевидно, что подобные инциденты у берегов ЕС и стран Ближнего Востока будут происходить постоянно. Американские сенаторы жаждут «крови», поэтому процесс только начинается. Напомним, что в мае ряд сенаторов США призвали Джо Байдена устранить все правовые препятствия, не позволявшие больше года поставить конфискацию иранской нефти «на поток».
Кстати, в 2020 году Вашингтон захватил четыре партии иранского сырья, причем на борту иностранных судов, направлявшихся в Венесуэлу. Они переправили сырье с помощью неизвестных судов, ходивших не под американским флагом, на другие суда, которые в свою очередь встали на курс в США. Поэтому все закономерно: вначале ввести санкции в отношении стран, которые ранее поставляли свою тяжелую нефть на американские НПЗ, а потом просто воровать сырье под предлогом действующего законодательства и перевозить их на свои заводы.
12 июля Рамазан Зиррахи обвинил ВМС США в защите контрабанды топлива в Персидском заливе.
Между тем «благородные» пираты остались только в Гвинейском заливе — его акватория стала опаснее даже Малаккских проливов. Это прямо бандиты, которые берут суда на абордаж, забирают и груз, и пленных. Захват танкера Reformer датской компании Monjasa с 16 членами экипажа на борту в марте, пропажа танкера Success 9 под флагом Сингапура в примерно в 550 километрах от Берега Слоновой Кости в апреле — примеры нападений, которые пираты совершили в акватории залива только в этом году. Аналитики высказывают мнение, что захватчики перебазировали с залив с прибрежных вод Сомали, где разгул пиратства наблюдается с нулевых-десятых годов этого века.