НПЗ в Шведте (PCK Schwedt, по-прежнему принадлежит «Роснефти» на 54%) просит у властей ФРГ €400 млн на модернизацию нефтепровода Росток-Шведт из порта на завод.
Глава PCK Ральф Шайрер сообщил официальным лицам о запрошенной помощи на заседании целевой группы, созданной для обеспечения будущего нефтеперерабатывающего завода после начала СВО на Украине.
Вероятно, отдавать полякам нефтеперерабатывающие мощности, которые обеспечивают моторным топливом две немецкие земли, де-факто — весь восток Германии, включая Берлин (на 90%!) и его международный аэропорт (на 100%), немцам очень не хочется. Еще бы, ведь такая зависимость от Польши вряд ли обернется плодотворным сотрудничеством.
В апреле Германия одобрила закон, позволяющий быстро продать долю «Роснефти» в НПЗ без предварительной национализации, но «Роснефть» назвала это экспроприацией и подала в суд. Завод PCK Raffinerie сейчас находится под управлением Федерального сетевого агентства (BNetzA), энергорегулятора Германии.
А польский PKN Orlen на завод облизывается давно, и притязания эти настолько очевидны, что условие убрать российскую долю в НПЗ было выдвинуто взамен на обещание поставок экспортной нефти из Гданьска (Росток просто не приспособлен для приема супертанкеров). Собственно, после переговоров на эту тему министра Хабека и польского министра Анны Москвы Германия в том году согласилась поддержать нефтяное эмбарго против РФ на уровне ЕС. Правда, потом у Польши возникли свои потребности — у Orlen есть свои НПЗ, и туда шла нефть из экспортных морских поставок, а Шведт получал по остаточному принципу — 1 млн баррелей в месяц, обеспечивая потребности в сырье на треть. Возможно, такое «партнерство» поляков и сподвигло немцев задуматься о том, хочется ли им передавать контроль над крупнейшими нефтеперерабатывающими мощностями страны иностранному концерну.
Сейчас нефть на НПЗ в Шведте по-прежнему поступает по «Дружбе», но уже казахстанская, договоренности на 2023 год — 1,2 млн тонн, в мае поставки наконец достигли планируемого уровня в 100 тыс. тонн. На российскую нефть, транспортируемую по северной ветке нефтепровода, эмбарго наложили совсем недавно в рамках 11-го пакета санкций ЕС против РФ. Однако разницы для нефтепереработки что Urals, что KEBCO в общем-то нет, да и чья там в итоге нефть, никто нам не скажет.
А вот использование других сортов — большая разница, как технологическая (в августе того года американскую сернистую нефть привезли на НПЗ, но с тех пор нет бравурных заявлений о переходе на нее, зато есть расширение поставок на завод из Казахстана), так и экономических (американская нефть дороже, транспортировка влетает в копеечку, и «Роснефть» уже предупреждала в августе, что руководству завода придется пересмотреть все ценообразование).
Так что помогут ли €400 млн на модернизацию нефтепровода Росток-Шведт избавиться от зависимости от российского, то есть казахстанского сырья, — большой вопрос. Но, видимо, это правильнее, чем отдавать НПЗ польскому концерну.