Posted 11 июля 2023, 09:30
Published 11 июля 2023, 09:30
Modified 11 июля 2023, 09:30
Updated 11 июля 2023, 09:30
ФАС оправдывается за собственное предложение повысить газовые цены. В СМИ вышла целая серия материалов о том, что рост тарифов для промышленности и населения на газ в 2024 и 2025 году окажет незначительное влияние на инфляцию.
Напомним, что ФАС предложила за два года (2024-25) суммарно повысить цены на газ на 16,64%. Цель благая — социальная газификация регионов и строительство новых газопроводов. Но остается вопрос, а каким образом газификация сможет остаться «социальной», если на нее придется скинуться всем, да еще по 16%.
Отраслевые эксперты (и мы тоже) уже давно задаются вопросом, почему «Газпром» несколько десятилетий являлся единственным экспортным поставщиком российского «голубого топлива» и получал огромную прибыль от экспорта, однако так и не удосужился на эти средства заняться глубокой переработкой сырья, создать собственной технологии СПГ, а также газифицировать Россию.
Теперь понятно, что с экспортом возникли проблемы, но ведь раньше были сверхприбыли, которые «Газпром» получал долгие годы. Однако никакие фундаментальные проблемы, которые бы позволили России не зависеть от экспортной сырьевой составляющей, решены не были.
В этой ситуации, конечно, остается только повышать тарифы, то есть перекладывать эти проблемы на чужие плечи.
Сейчас в российских СМИ рассуждают о том, вызовет ли рост цен на газ в России подорожание товаров и услуг? Ну конечно вызовет, поскольку общий рост тарифов для промышленности с начала 2022 года ко второй половине 2025 года должен составить аж 33%, а для населения — чуть более 30%.
Правда, аналитики считают, что подорожание именно газа на этом фоне не вызовет серьезных проблем, поскольку повышение тарифов на «голубое топливо» приведет удорожанию производства только на 2-3%.
Стоит напомнить, что сейчас перед правительством России стоит очень серьезная задача развития производства в стране, хотя бы в целях импортозамещения. Однако увеличения тарифов для промпредприятий на 33% за три года может зарубить на корню решение этого вопроса.
Ведь повышение тарифов на энергосырье вполне оправдано для тех стран, которые его импортируют и всецело зависят от мировых цен на нефть и газ. Россия — успешный экспортер углеводородов, так почему же сырье будет дорожать на внутреннем рынке нашей страны? И не лучше было бы развивать не «тарифотворчество», а субсидирование российского промышленного производства.