Posted 6 июля 2023, 11:31
Published 6 июля 2023, 11:31
Modified 6 июля 2023, 11:31
Updated 6 июля 2023, 11:31
Турбулентность в международных отношениях за последние годы активно перекраивает логистику поставок нефтепродуктов и структуру целых рынков, которые десятилетиями работали в одном и том же ритме. При этом нельзя во всем винить противостояние России с Евросоюзом и США, в ходе которого РФ лишили доступа к топливному рынку ЕС. Изменения начали происходить задолго до этого, в том числе и с активным продвижением ESG-повестки со стороны Северной Америки, Старого Света и их ближайших партнеров.
Сегодня мировой рынок нефтепродуктов, в первую очередь моторного топлива, трансформируется таким образом, что США — традиционно ведущий производитель нефтепродуктов — сокращают объемы производства бензина и дизеля, в Европе тоже наблюдаются подобные тенденции, а Ближний Восток и некоторые страны Азии, преимущественно Китай и Индия, наоборот, быстрыми темпами наращивают мощности.
Во всем этом немаловажную роль играет экспорт российской нефти, которая теперь выступает сырьем больше для азиатских НПЗ, чем для европейских, которые долгие годы были главными потребителями РФ.
Китай в последние десятилетия наращивает нефтеперерабатывающие мощности, причем процесс последовательный и происходит независимо от кризисов и различных трудностей в экономике КНР. Если в 2009 году объем производства в Поднебесной составлял 349,4 млн т, то в 2014-м он вырос до 455,8 млн т, в 2018-м достиг 582,4 млн т. Лишь в коронавирусном 2020 году было снижение производства некоторых типов нефтепродуктов. К примеру, производство бензина в Китае по итогам этого года составило 132 млн т (в 2019-м было 141 млн т). Однако все это не помешало планам китайских частных и госкомпаний по увеличению нефтеперерабатывающих мощностей в дальнейшем.
16 мая 2022 года Shenghong Refining&Chemical (дочка Shenghong Petrochemical) ввела в эксплуатацию нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в городе Ляньюньган, что на востоке КНР. Объект способен перерабатывать 16 млн т нефти в год. В марте 2023-го в провинции Гуандун введен в эксплуатацию нефтехимический проект компании PetroChina Guangdong Petrochemical (дочка CNPC), мощность переработки которого — 20 млн т нефти в год. Важно отметить, что все эти объекты обладают инфраструктурой, способной работать по целому ряду направлений, т. е. не только создавать моторное топливо, но и другие продукты нефтехимии.
По разным оценкам, по итогам 2022-го года максимальная мощность нефтепереработки в КНР увеличилась почти до 920 млн т в год. По сути, Китай уже обогнал США. Вашингтон удержал первенство в мире по фактическому производству нефтепродуктов лишь за счет того, что его НПЗ были в 2022 году загружены на 90%, а китайские — лишь на 70%. В итоге США произвели около 800 млн т за 2022-й, а Китай — 700 млн т.
Тенденция, похоже, продолжится и в 2023 году. В I квартале этого года объем переработки сырой нефти китайскими НПЗ достиг 179,3 млн т. Это на 5,2% больше в сравнении с тем же периодом 2022 года. Важно отметить, что Пекин увеличивает мощности, полагаясь не только на внутренний спрос, который из-за медленного восстановления экономики КНР после локдаунов не слишком высокий. Большую роль играет увеличение экспорта топлива. В марте 2023-го он составил 5,5 млн т, или 1,42 млн б/с. За I квартал 2023-го рост составил почти 60% (18,2 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поставки топлива из КНР за рубеж осуществляются, в первую очередь, в соседние азиатские страны. Это высвобождает все больше экспортных объемов других поставщиков топлива для Азии, которые переориентируют свои грузы в направлении европейского рынка. Это касается и Индии.
Объем экспорта нефтепродуктов из южноазиатской страны с 2012 по 2021 финансовый год варьировался в пределах 46-67 млн т в год. Нельзя сказать, что с 2022-го начался взрывной рост или были рекордные показатели. В 2021-22 финансовом году объем составил 61,8 млн т. Однако это и не самый худший показатель за десятилетие. Более того, есть предпосылки для увеличения экспорта, поскольку в ближайшие годы в стране будут добавлены новые мощности по переработке. В МЭА уверяют, что Индия — четвертая по величине в мире страна по объемам переработки сырой нефти — увеличит мощности на 1 млн б/с, с 5,4 млн до 6,2 млн, к 2028 году.
Аналитики из индийской Motilal Oswal Financial Services прогнозируют рост за счет нескольких проектов:
Наращивает мощности и Ближний Восток. Нефтеперерабатывающие мощности региона увеличились с 10,684 млн б/с в 2016 году до 12,145 млн б/с в 2021 году при среднегодовом темпе роста в 2,6%. Ожидается, что объемы к 2026 году вырастут до 15,480 млн б/с.
Крупнейшие нефтепереработчики Ближнего Востока, если брать итоги 2021 года — это Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Ирак и Турция. На их долю приходится 78% от всей переработки нефти в регионе.
Ожидается, что к 2026 году на Ближнем Востоке начнут работу 18 новых НПЗ. Некоторые уже частично запущены или ведутся работы по расширению мощностей. Крупнейшие среди новых проектов и тех, что расширяются, по оценкам DMS Global:
Азия становится главным драйвером роста по увеличению нефтеперерабатывающих мощностей в мире. В июньском отчете МЭА говорится, что в период с 2022 по 2028 год в мире планируется ввести более 6 млн б/с новых мощностей по перегонке сырой нефти. В то же время планируется закрыть мощности на 1,6 млн б/с, в результате чего чистый прирост составит 4,4 млн б/с. При этом, отмечают в агентстве, больше всего объектов по переработке будет установлено именно к востоку от Суэца (т.е. в Азии), а вот в Атлантическом регионе (Европа и США) будет лишь незначительный рост.
К 2028 году, говорится в прогнозе МЭА, в Китае мощности нефтепереработки увеличатся по сравнению с показателями 2022 года на 1,5 млн б/с, в Индии — на 1 млн б/с, ближневосточных странах — на 900 тыс. б/с, а вот в США они снизятся на 100 тыс. б/с, в Европе — на 200 тыс. б/с.
В США, где нефтеперерабатывающих мощностей традиционно было больше всего в мире, наблюдается застой в отрасли. Последний крупный нефтеперерабатывающий завод в стране был построен в 1977 году — в Луизиане. В 2020 и 2021 гг. в Штатах закрылось 6 НПЗ, что сократило общий объем выработки на 750 тыс. б/с. В декабре 2021-го США перерабатывали 17,9 млн б/с, хотя еще в 2019-м показатель был чуть более 19 млн б/с, т. е. страна за два года лишилась примерно 1,1 млн б/с мощностей. Самым большим фактором последнего снижения нефтеперерабатывающих мощностей стало закрытие НПЗ Alliance мощностью 255,6 тыс. б/с в Луизиане после того как ему нанес ущерб ураган Ида. В 2022-м эту потерю удалось лишь частично компенсировать за счет расширения мощностей на других НПЗ.
В апреле 2022-го выбыл из строя еще один крупный НПЗ страны — завод, принадлежащий LyondellBasell, мощность которого составляла 263 776 б/с. В мае 2023 года компания заявила, что пока не уверена, что успеет покинуть бизнес нефтепереработки к 2025 году, однако подчеркнула, что в итоге все равно уйдет из отрасли, а свой НПЗ переоборудует в объект по производству экологически чистых энергоносителей (в том числе водорода).
Только в июне 2023 года, согласно данным Минэнерго США, удалось довести показатель нефтепереработки до 18,1 млн б/с. Правда, это без учета расширения нефтеперерабатывающего завода Exxon в Бомонте, штат Техас, на 250 тыс. б/с, который был введен в эксплуатацию в марте этого года.
Очень большую роль во всех этих сокращениях мощностей, нежелании компаний инвестировать в ремонт, расширение и постройку новых НПЗ, сыграла «зеленая» политика Байдена. Его агрессивная стратегия по навязыванию авторынку электромобилей, а также снижению субсидий для нефтегазового сектора объективно вынуждает компании направлять средства на выплату дивидендов акционерам, тратить средства на ВИЭ-проекты, но при этом игнорировать нужды нефтепереработки.
Примерно та же ситуация в странах Евросоюза, где государства договорились отказаться от продаж и производства авто на ДВС с 2035 года. В Старом Свете попросту нет серьезных стимулов для постройки новых НПЗ и даже массовой модернизации уже действующих. Даже в условиях, когда им приходится переходить на нероссийские сорта нефти, хотя раньше многие из них использовали Urals. Исключением можно считать лишь отдельные случаи, вроде инициативы польской Orlen, которая модернизировала свой объект в Литве.
В 2021 году, по данным Eurostat, нефтеперерабатывающие заводы ЕС произвели 521,0 млн т бнэ нефтепродуктов. Это было больше, чем в 2020-м лишь на 3,2%, хотя именно в этом коронавирусном году было зафиксировано наименьшее количество произведенных нефтепродуктов в Евросоюзе с момента начала наблюдений за показателями (в 1990 году). Для сравнения: пик добычи приходился на 1998 год (645,5 млн т бнэ) и 2006 год (642,2 млн т бнэ).
Конечно, ЕС все равно еще важный игрок среди производителей нефтепродуктов. Согласно статистическому обзору BP World Energy 2018, перерабатывающие мощности страны Евросоюза — более 14 млн б/с, что составляет около 14% от общих мировых мощностей. Однако тенденция такова, что сегодня даже нефтегазовые компании в Европе не заинтересованы инвестировать в нефтепереработку, напротив, они вынуждены интегрироваться в отрасли, связанные с электромобилями и проектами, сокращающими выбросы СО2. Уделяется все больше внимания производству биотоплива. По данным Transport & Environment (штаб-квартира в Брюсселе), около 75% от $42,23 млрд запланированных инвестиций европейского нефтеперерабатывающего сектора в альтернативные виды топлива до 2030 года пойдут именно на увеличение производства биотоплива.
При этом, как утверждают эксперты в майском отчете Fitch Ratings, падает рентабельность обычных НПЗ в ЕС. Она пока выше средних значений, но с 2022 года, когда начали действовать запреты на российские углеводороды, стала снижаться.
Более того, часть крупных НПЗ в Европе, вроде завода в Шведте или на Сицилии, не могут выйти на нормальный уровень мощности, поскольку им не хватает сырья (ранее поступало из РФ), а на организацию новых каналов поставок нужны время и постройка соответствующих коммуникаций.
Ирония в том, что в ЕС этом году признали, что план по отказу от авто на ДВС к 2035 году невыполним. В отчете Европейской счетной палаты (ECA) сказано, что производители ЕС столкнутся с нехваткой сырья для аккумуляторов с 2030 года из-за растущего глобального спроса и ограничений на внутренние поставки в ЕС.
По плану мощности для производства аккумуляторов в Европе должны быстро развиваться — с 44 ГВт*ч в 2020 году до 1200 ГВт*ч к 2030 году. Однако аналитики из ECA уверяют, что такой прогноз никоим образом не гарантирован и может быть сорван рядом экономических факторов. Это говорит о том, что Европа ничего не делает для развития собственной нефтепереработки, но в будущем вынуждена будет пользоваться услугами иностранных нефтепереработчиков. Разумеется, это будут не российские компании — ведь эмбарго в ЕС никто не отменял, — а корпорации из Азии, которые в последние годы активно наращивают нефтеперерабатывающие мощности и увеличивают экспорт на европейский рынок.
Подводя итоги, можно сказать, что эмбарго на российские нефтепродукты со стороны Евросоюза, США и их партнеров сыграло, особенно для европейского рынка, злую шутку. Российская нефть, которая была сырьем для производства на российских НПЗ (включая те, что расположены на территории ЕС), продающих нефтепродукты в Европу, теперь стала ресурсом для индийских, китайских и ближневосточных НПЗ, от которых во многом сегодня зависит Старый Свет. Насытить свой рынок за счет внутреннего производства ЕС не может, как и за счет поставок из Северной Америки. В этих регионах объемы производства стагнируют и даже снижаются. Таким образом, Брюссель, заставив российские нефтегазовые компании развернуться на Восток, сам в итоге делает то же самое. Европа покупает у Азии все больше нефтепродуктов, произведенных в том числе из той же российской нефти, от которой отказался ЕС.
Это хорошо видно на примере поставок из Индии. До начала СВО РФ на Украине Европа импортировала из Индии в среднем 154 тыс. б/с дизтоплива и авиатоплива, а к апрелю 2023-го показатель вырос до 200 000 б/с. Все виды моторного топлива в импорте ЕС из Индии составили 360 000 б/с. Разумеется, такой вариант вполне устраивает не только Москву, которая нашла новые каналы сбыта для нефти, но и Нью-Дели. По данным Министерства торговли и промышленности Индии, в апреле 2023 года российская нефть обходилась стране в $68,21 за баррель, тогда как нефть из Саудовской Аравии — $86,96. Старый свет не избавился от зависимости, он просто сделал «рокировку», еще и добавив в цепочку поставок посредника. При этом российская нефтянка жива, а азиатская нефтепереработка, в отличие от американской и европейской, развивается.