Posted 7 июня 2023, 12:21
Published 7 июня 2023, 12:21
Modified 7 июня 2023, 12:21
Updated 7 июня 2023, 12:21
Вот уже вторые сутки из разных источников поступают сообщения о том, что аммиакопровод «Тольятти — Одесса» получил повреждения от подрывов и обстрелов.
Вчера об этом сообщал глава харьковской областной администрации Олег Синегубов. Сегодня о подрыве аммиакопровода сообщило Министерство обороны РФ.
Пока до конца не понятны причины и последствия повреждения трубопровода: МО РФ сообщает, что трубу подорвала украинская ДРГ и есть пострадавшие среди мирных жителей, а Синегубов уверен, что паров аммиака в воздухе нет.
Надо сказать, что различные участки аммиакопровода уже получали повреждения в прошлом году — в районе Донецка и в районе Бахмута. Работать он перестал с началом СВО.
До начала спецоперации через аммиакопровод прокачивалось около 2,5 млн тонн аммиака. Для России в целом и для «Тольяттиазота» в частности это был ключевой маршрут поставок российских удобрений на международные рынки. Рекордный по размерам аммиакопровод (2,5 тыс км) был построен в 70-х гг.
До остановки трубопровода Россия поставляла на экспорт примерно шестую часть от мирового производства аммиака. Через одесский порт аммиак уходил в Турцию, Марокко, Индию.
Чтобы решить проблему с блокировкой аммиакопровода, украинские власти еще в конце 90-х начали планировать строительство терминала по вывозу аммиака в порту Тамань, но за почти 30 лет он так и не был построен. Будет ли продолжена стройка с учетом того, что в текущих условиях порт Тамань отказался от экспорта сжиженных газов в целях безопасности, неизвестно.
Поставки аммиака в сторону Одессы через аммиакопровод являются одним из условий зерновой сделки. Россия неоднократно заявляла, что соблюдает условия сделки, в отличие от противоположной стороны. Рискнем предположить, что условие сделки в виде поставок российского аммиака на международные рынки через аммиакопровод «Тольятти — Одесса» и Одесский порт можно автоматически вычеркивать.