Posted 5 июня 2023, 13:58

Published 5 июня 2023, 13:58

Modified 5 июня 2023, 14:54

Updated 5 июня 2023, 14:54

Беспилотные летательные аппараты требуют признания

5 июня 2023, 13:58
Сюжет
ТЭК
Российский ТЭК продолжает страдать от БПЛА, и география нападений значительно расширилась.

Для успешной борьбы с чужими беспилотниками нужна не только ПВО, но и правовая база. Пока же дроны безнаказанно бьют по нефтегазовой инфраструктуре РФ.

Дроны летят клином

В последнее время от беспилотных летательных аппаратов страдали не только НПЗ Краснодарского края (Ильский и Афипский) — удары наносились по заводам и нефтебазам Ростовской области, Крыма, ЛНР, страдали и насосные станции «Транснефти» в Псковской, Смоленской, Тверской областях. И это не говоря о Белгородской, Курской и Брянской областях, где объекты ТЭК давно живут на осадном положении. Теперь к ним присоединилась и Калужская область, туда тоже стало часто прилетать.

Собственно, самым зрелищным нападением БПЛА в конце мая были даже не объекты ТЭК, а их прилеты в жилые дома в Москве и Подмосковье.

В этой ситуации очевидно, что российские нефтегазовые компании не в силах остановить поток вражеских дронов, но в состоянии защищаться. Кстати, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков еще в декабре 2022 года заявлял, что в отношении нефтеперерабатывающих заводов на юге России будут приняты дополнительные меры безопасности. Видимо, к концу мая 2023 года они начали действовать. Последняя атака на Ильский НПЗ 28 мая показала, что предприятие смогло отразить налет. Скорее всего, охрана заводов стала более успешно использовать системы РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Нападения БПЛА на другие объекты в конце мая уже не привели к ожидаемому противником фаер-шоу, компании и власти активно учатся на своих ошибках. Так, губернатор Курской области Роман Старовойт 5 июня сообщил, что в регионе развернуты рубежи радиоэлектронной борьбы с беспилотниками.

Но, как говорится, на РЭБ надейся, а сам не плошай, ведь враг тоже не дремлет. Помимо БПЛА, периодически происходят еще и диверсии на железных дорогах. Именно от таких атак в мае страдала Брянская область, где подрывали грузовые поезда, в том числе и с нефтепродуктами.

Штрафы против террористов не эффективны

На госуровне с проблемой атак на ТЭК решила бороться Госдума, где во втором и третьем чтениях были приняты изменения в КоАП. Они прописывают штрафы до 450 тыс. рублей за несоблюдение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности. Для должностных лиц предусмотрена также дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Ранее штраф ограничивался суммой в 300 тыс. рублей.

Судя по данным изменениям, в Госдуме пока нет точно видения решения проблемы защиты ТЭКа в условиях СВО. То есть все понимают, что надо что-то делать, но пока ограничиваются повышением взысканий, которые не идут ни в какое сравнение с уровнем затрат даже на косметический ремонт нефтегазовой инфраструктуры, пострадавшей от атак террористов.

При этом очевидно, что охрана топливно-энергетического комплекса должна быть комплексной, то есть осуществляться на физическом и финансовом уровне.

С физической точки зрения сложность заключается в том, что объектов ТЭК много. Только трубопроводные системы «Транснефти» и «Газпрома» составляют несколько тысяч км, а одна установка РЭБ может стоить порядка миллиарда рублей. Нефтегазовые компании ожидают большие траты, которые они обязательно попробуют компенсировать при работе с контрагентами. Кроме того, и правовой статус усиления охраны объектов ТЭК пока не решен. ЧОПы не обладают всеми необходимыми полномочиями, а плодить в стране ЧВК — решение достаточно сомнительное.

Не менее сложная задача — это страхование. В настоящее время страховые компании от БПЛА открещиваются, поскольку считают нападения дронов частью военных действий, от которых они никого не страховали. Напомним, что, в соответствии со статьей 964 Гражданского кодекса РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва […] военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий. Однако действия террористов попадают под типовой договор, поэтому атаку дронов все стороны рассматривают с разных точек зрения. Сейчас идет активная работа юристов, к которой вполне могли бы присоединиться и законодатели. В конце концов, финансовая защита ТЭКа не менее важна, чем физическая.

Кто ответит за ПВО и страховку?

Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев считает, что наиболее значимым результатом атак дронов на объекты топливно-энергетического комплекса России можно считать закрытие экспортного терминала в черноморском порту Тамань, где проходила перевалка СУГов (через данный порт осуществлялось 7,5% всего российского экспорта сжиженного нефтяного газа – «НиК»).

По его словам, для защиты объектов ТЭКа сейчас очень важно решить организационные и правовые вопросы охраны, в том числе и разграничение сфер ответственности между компаниями и Министерством обороны:

«Многие специалисты указывают, что не от всех дронов можно защититься системами РЭБ, поэтому разграничение сфер ответственности — это очень важная задача наряду с созданием нормативно-правовой базы»,

— заметил эксперт.

Гусев уточнил, что российское законодательство защищает от общей террористической угрозы, а нет от БПЛА:

«Судя по всему, никто не предполагал, что дроны будут создавать такую проблему»,

— заметил эксперт. По его мнению, правовое регулирования необходимо и для страхования объектов ТЭКа, поскольку нужно понять, кто будет оплачивать ущерб от атак БПЛА, пока и этот вопрос не решен.

Подпишитесь